Реальные темы прошлых лет (по теме любви):
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»
- Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
- Способна ли любовь изменить человека?
- Какую любовь можно назвать настоящей?
- Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
- Всегда ли любовь делает человека счастливым?
- Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
- Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
- Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?
- Что такое самоотверженная любовь?
- Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
- Требует ли любовь от человека работы над собой?
- Опасен ли эгоизм для любви?
- По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
- В чём разница между любовью и влюблённостью?
- Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
- Когда любовь становится испытанием?
- В чём проявляется любовь к жизни?
- Любовь – это счастье или страдание?
- Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
- Помогает ли любовь понять себя?
- Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
- Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
- Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
- Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
- Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
- От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Когда можно ли простить измену в любви?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
- Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
- Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»?
- Легко ли быть любимым?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
- Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
Стоит помнить, что одним из критериев при написании итогового сочинения “Он и она”, да и других тоже, является «Качество письменной речи», не упускайте этот момент. Максимально точно выражайте свои мысли, без расплывчатых и абстрактных фраз.
Вариант 1
Любовь, о которой мечтает каждый
Любовь — важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она братской, материнской, к супругу или к другу.
Однако, все люди воспринимают слово «любовь» по-своему. Кто-то связывает его с болью, страданиями, ревностью, а кто-то — с радостью, легкостью: будто душа поёт и хочется летать… Сколько людей, столько и мнений, поэтому точное определение любви дать невозможно.
Например, в рассказе «Гранатовый браслет» любовь, по мнению А.И.Куприна, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении и честности. Такой является любовь Желткова к Вере Николаевне. Мелкий чиновник-мечтатель влюбился в светскую даму. Влюбился тайно, и, как следствие, безответно. Его письма не воспринимает всерьез Вера, подаренный браслет вызвал бурю негодования. А между тем напоминания об этих письмах и подарке поддерживают в душе Желткова надежду, уменьшают страдания любви. Он испытывал к Вере такую страстную, испепеляющую любовь, которую готов был унести с собой в могилу.
Чиновник благодарен той, которая вызвала сие прекрасное чувство, возвысила его над этим суетным миром. Желтков боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствуют строка из его последнего письма: «Да святится имя Твоё».
Однако я негативно отношусь к самоубийству Желткова из-за безответной любви. Я думаю, что самопожертвование — это часть любви. сс момент опасности. И совсем другое — суицид от неразделенного чувства. К этому нужно относиться как к болезни, проблемам с психикой.
В моем представлении любовь схожа с описанием Куприна: любить — это отдавать, ничего не прося взамен, забыть о собственном «я», дорожить каждой минутой, проведенной вместе, принести себя в жертву ради жизни возлюбленного. Недаром, в переводе с одного из восточных языков фраза, «Я люблю тебя» означает «Я возьму твою боль на себя».
Многие доказывают любовь безрассудными поступками. Наверное, каждый второй произносил эти слова: «Я готов на все ради тебя». Признаю, я бы тоже не отказалась от усыпанной цветами земли под окнами своего дома. Но я никогда не смогу сказать человеку: «Умри за меня». Я просто не имею на это права, ведь любая жизнь бесценна.
В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, о какой же любви мечтает каждый. По- моему, любовь должна быть взаимной. Тогда в отношениях будут и взаимопонимание, и альтруизм, и погибших от безответного чувства будет меньше.
Вариант 2
Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина, Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь.
Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П. Чехова «О любви» и рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются несчастными, упускают свою любовь.
Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину – Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного, серого человека, которого, по сути, и не любила. Что держало ее рядом с ним? Привычка, страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь. Со временем у нее появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком.
Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы что-то поменять. И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей:
«Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда.
Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
Вариант 3
Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина (по роману «Евгений Онегин»)
Тема любви — одна из ведущих в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно способностью искренне и предано любить автор «меряет» человеческую натуру, уровень развития своих героев. Сам Пушкин считал, что любовь составляет смысл существования, только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до конца.
Главным героем романа является молодой дворянин Евгений Онегин. Один из главных вопросов произведения – умеет ли Онегин любить? Об этом читатель думает на протяжении всего романа.
Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. Онегин с самых юных лет был частью высшего общества Петербурга. Все, чему мог там научиться герой, — это искусство лжи и лицемерия:
Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать…
Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается. Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям.
Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе.
Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». Но в этих отношениях нет ни капли искренности. Евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг. Через некоторое время Онегин уехал в деревню. Лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. Но потом герою вновь стало скучно.
Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну.
Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Она, в отличие от Онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. Подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала Онегину:
Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил…
Но Онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. Пережив этот отказ, Татьяна, без любви, выходит замуж за другого.
Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Спустя несколько лет, Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит Онегина:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
…
Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно — Татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу.
Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. Это неудивительно, ведь сам Автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод». Способность любить – главный критерий в оценке литературных героев и людей для Пушкина.
Вариант 4
Практически каждый творец так или иначе поднимал тему любви. Кто-то пишет, что это – гармония двух душ, другие утверждают, что отношения не могут существовать без страсти. И все они по-своему правы, потому что любовь – понятие многогранное, его нельзя раскрыть в нескольких предложениях, для каждого все индивидуально. Но нельзя спорить о том, что отношения будут существовать долгий период времени, если каждый день пород тобой – идеал. Об этом рассуждают и писатели, часто создавая идеальный образ женщины. Она и создает в отношениях опору, при этом оставаясь грациозной и нежной. Так какая же для писателей идеальная девушка, воплощающая в себе женственность?
В грандиозном романе-эпопее «Война и мир» наряду с целой галереей мужских портретов автор создал множество неповторимых женских образов. Первой читатель встречает Элен – идеал девушки в светском обществе, холодную и скрытую натуру. Курагина всегда находится в центре внимания, свободно рассуждая на любые темы: политика, литература, мода… Но в ней нет ни доброты, ни искренности. Именно поэтому автор в конце произведения «избавляется» от нее, ведь она не воплощение женщины, о которой грезит Толстой. Совсем другой предстает Наташа Ростова. Да, девушка не является светской львицей, но именно в ней воплощен идеал женщины по авторскому мнению. В ней проявляется неподдельная искренность, которую невозможно уничтожить ни войной, ни многолетним замужеством. Именно она спасет сразу несколько жизней: Пьера после его расставания с Элен, Андрея, когда он потерял смысл жизни, и своего брата Николая Ростова, который не понимал, как жить после крупного проигрыша в картах. Все эти мужчины такие разные, но к каждому главная героиня находит особый подход, помогая им. Ее простота и доброта преображает все вокруг. В эпилоге Наташа уже мать нескольких детей, и именно им она отдает всю себя, из-за этого она уже забыла о былой красоте и грациозности. Но в ней все еще теплится тот огонь, вся ее красота осталась внутри, и ей никуда не пропасть. Ее поведение, мысли и образ жизни олицетворяет то, как должна жить женщина. Она привязана к своим близким и домашнему очагу, так что и ее занятой муж восхищается любимой женщиной.
Не такой нежной и мягкой кажется читателю идеал женщины Чернышевского. В произведении «Что делать?» автор показывает, как изменялась девушка и отношение к ней. В начале времен она являлась лишь дополнением к мужскому полу. Смысл ее существования заключался в размножении, никого не интересовал ее внутренний мир и мнение. Затем женщина превратилась в объект вожделения, ради которой устраивались кровопролитные сражения, и в конце она оставалась с победителем. Но и тогда людей не волновали женские интересы, девушка была лишь предметом для споров. Эта ситуация стала меняться постепенно, с тех самых пор, когда женщина превратилась в Прекрасную Даму. Мужчины начали воспринимать ее уже не как объект, поэтому уважали и ценили ее мнение, правда, до тех пор, пока она не начинала рожать детей. Для Чернышевского это все кажется фальшью, потому что девушка достойна самодостаточности. Автор считает, что женщине не обязательно быть любящей и преданной женой, настало время показывать свою индивидуальность. Настоящая женственность проявляется в свободолюбивых дамах, которым хочется постоянно развиваться, а не сидеть на месте и зависеть от мужчины. Нет, им не нужно занимать место спутников, потому что для них предназначен такой же тернистый, но не менее интересный путь наряду с мужчинами.
Таким образом, можно заметить, что женские идеалы для творцов были различны. Мнение Льва Николаевича Толстого даже сейчас наиболее распространено в обществе: дама играет важную роль в семье, но при этом она воплощает в себе нежность, заботливость, сочувствие к детям и мужу. Ей не нужно быть самостоятельной, тратить свое время на какие-то доказательства о своей силе воли и свободе, потому что она полностью отдает себя семье. Но в нынешнее время существует в корне отличающаяся точка зрения, где женщине отводят роль самостоятельной и яркой личности. Возможно, этот спор не утихнет еще долгое время, однако с помощью него можно понять одну важную вещь. Женщина неповторима, ее образ просто так не раскрыть. А в слово женственность каждый вкладывает свой особенный, индивидуальный смысл.
Список коротких рассказов по направлению ОН И ОНА
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе представлена история любви главных героев – Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. На первый взгляд – это странное чувство, основанное на жалости. Но их любовь излучает свет и радость, потому что взаимна.
Героев сблизило преступление и последовавшее за ним несчастье, страдание. Влюбленная пара прошла все испытания, поддерживая друг друга. И он, и она – эмоциональные, молодые, страстные.
Осознавая насколько несчастен Родион, совершивший тяжкое преступление, Сонечка заливается слезами искреннего сочувствия. И эта искренность размягчает душу Раскольникова, наполняя ее ответным чувством.
Сонечка – это глоток свежей воды из духовного родника, перст, указывающий путь к признанию, сострадалица. Своей любовью, глубоким сопереживанием она помогла возлюбленному очиститься, возвыситься, обрести уверенность.
Соне Мармеладовой помогала христианская вера, которая умирает, если ее не подкреплять делами. Девушка сама выстояла и избежала развратной пучины, и своего любимого увела с преступного пути.
Соня отправилась за Родионом на каторгу и там во всем поддерживала и помогала ему, ведя праведный образ жизни, чем через полгода заслужила обращение «матушка Софья».
Автор дает понять, что единственная сила, которая способна творить на земле чудеса – это любовь.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Любовная история главного героя романа названа критиками «поединок роковой». С первого взгляда на Анну Одинцову он понял, что влюбился. В его душе вспыхнуло нежное, яркое чувство, к которому примешивались ощущения страсти, страха.
Эта любовь – источник своеобразной мести заносчивому герою, закончившаяся трагически. Чувство к Анне раскалывает душу Базарова, разделяя его личность на две. Одна – нигилист, отвергающая трепетные чувства, вторая – любовник, одухотворенный, наполненный страстью.
Одинцова не уступает герою силой характера, натурой. Читатель видит перед собой изнеженную аристократку, с царственной статью, красотой, русской величавостью и сдерживаемой страстностью. Анна приемлет только почтительное отношение к себе.
Объяснение в любви пугает Анну. С одной стороны она хочет полюбить Базарова, но не в силах, понимая, что он бежит от чувств, с которыми не может справиться.
От любовных уроков на душе Евгения остаются глубокие раны. С его взглядами нигилиста происходит кризис. Раньше ему придавало оптимизма убеждение, что люди похожи на деревья в лесу, что все они одинаковые. Он был уверен, что социальные болезни вылечиваются исправлением общества.
Неоднозначная любовь вызвала тяжелые душевные сомнения, думы, метания. Любовь к Анне сделала его щедрее, человечнее, богаче душою. Для него стали тесны рамки научных закономерностей, на которые он ориентировался раньше.
События и переживания, которые испытывает герой, вызывают в его душе смятение. Базаров теряет самообладание, и принимает решение покинуть этот мир. В последние мгновения жизни – его мысли о родителях, возлюбленной. Он прощается с ними, не думая о себе.
И.А. Гончаров «Обломов»
Главный герой романа Илья Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, словно наивный чудак, испытывая простые, искренние чувства, как оказалось к расчетливой, черствой даме.
Описывая Ольгу, Гончаров описывает, ей хотелось быть лучом света, разливающимся в озере со стоячей водой и отражаться в нем. Читатель понимает – Ильинская тоже испытывает влюбленность, но в отражение себя, а не в Обломова. Он для Ольги – «какая-то Галатея, с которой ей приходилось быть Пигмалионом».
Слушаясь Штольца, Ильинская рекомендует Обломову развить в себе хоть небольшую деятельность, в которую включить чтение газет, хлопоты об устройстве имения, посещение приказа.
Она, как деятельная, волевая и практичная натура, опираясь на свойственную ей самостоятельность, здравый смысл, пыталась пробудить, растормошить уснувшую душу Ильи Ильича, не более. Она же первой идет на разрыв отношений, оставляя Обломова плакать, страдать.
Ильинская скучала рядом с Обломовым, который мог быть только нежным, кротким, не умея проявить яркость, разнообразие чувств.
Именно поэтому она остается в итоге со Штольцем, который отличается деятельной натурой, пользуется всеми возможностями цивилизации, изучил многие науки и посетил разные страны.
Черкешенка и пленник., А.С.Пушкин «Кавказский пленник»
Автор поэмы вложил в образ главного героя черты, характерные современникам – утомленность жизнью, преждевременно состарившаяся душа, равнодушие к прелестям и наслаждениям существования.
В произведении читатель видит, как через отношение к Черкешенке проявляется душевная пустота героя. Она – искренняя, цельная, сильная, неимоверно красивая, но неприступная. В самом начале по отношению к пленнику она ощущает жалость, которая позже перерастает в глубокое чувство любви. Когда она понимает, что любит – готова даже расстаться со свободой, забыть родину ради любимого.
Но герою нечем ответить на сильное искреннее чувство Черкешенки. Его душевная старость и пустота становятся причиной, толкнувшей героиню на самоубийство. Ей становится известно, что Он любит другую, и она решает отступиться от возлюбленного, при этом все равно помогает ему сбежать из плена. А затем, собрав в себе силы, бросается в бурный поток и тонет, чтобы не стоять на дороге у того, кому Она не нужна.
Несмотря на то, что гибель Черкешенки произошла на глазах пленника, он не испытывает никаких сожалений, его сердце остается холодным. На Кавказ героя привела неразделенная любовь, от страданий которой он бежал. Еще до пленения Он был несчастлив. Освободившись от плена, он не стал счастливее. Его натура, полная противоречий не дает ему стать счастливым.
Черкешенка видела смысл жизни в любви, поэтому, когда она поняла, что ответного чувства нет – Она погибла.
А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»
В поэме перед читателем раскрывается история безответной любви могущественного хана Гирея к христианке Марии, которая в прошлом княжна, взятая ханом в плен в одном из набегов на Польшу. В плену Мария очень тоскует по родине и мечтает умереть.
В гареме есть мусульманская девушка Зарема, которая любит Гирея и страдает от его измены. По сюжету у Заремы происходит диалог с Марией. В этой сцене автор противопоставляет нравы Востока и Запада, мусульманский и христианский взгляд на любовь.
Зарема, которой не чужды земные черты: красота, привлекательность, в любви видит в первую очередь, чувственность, страсть. Она говорит Марии: «… ты любить, как я не можешь…»
Нельзя сказать, что полячка лишена чувств, в которых для Заремы заключено понятие любви. Для княжны смысл любви состоит в исключительной культуре, одухотворенности чувств.
История любви героев поэмы наполнена отчаянием, трагедией. Но причины возникновения грусти, печали, у каждого персонажа разные.
Мария страдает вдали от родины и просит прийти смерть как избавление. Хану одолевает печаль, потому что Мария не отвечает на чувства Гирея, а когда она умирает, он тоскует о потерянной возлюбленной. Зарема плачет и убивается об утраченной ханской любви.
Есть в поэме злой евнух, не ощущающий ни любви, ни сострадания, ни любых других чувств. Он является противопоставлением троих влюбленных героев.
Какие еще произведения можно использовать для аргументации
Русская литература
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А. Грин «Алые паруса»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- А.И. Куприн «Олеся»
- И.С. Тургенев «Первая любовь»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.П. Чехов «Ионыч»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
- Л.Н. Толстой «Воскресение»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- А.И. Куприн «Поединок»
- А.И. Куприн «На разъезде»
- В. Каверин «Два капитана»
- Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
- И.А. Бунин «Темные аллеи»
Зарубежная литература
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
- У. Шекспир «Отелло»
- В Скотт «Айвенго»
- А. Дюма «Три мушкетера»
- И. Гете «Фауст»
- Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»
- Э. Бронте «Грозовой перевал»
- С. Цвейг «Письмо незнакомки»
- М. Митчелл «Унесённые ветром»
- Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
- Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
- Т. Драйзер «Американская трагедия»