- Общая характеристика. Катерина Кабанова — главная героиня пьесыА. Н. Островского»Гроза».
Это молодая женщина, жена Тихона, которая вместе с мужем страдает от деспотизма Марфы Игнатьевны (Кабанихи).
Удушающая атмосфера в доме Кабановых толкает Катерину на измену мужу.
Ее чистая и искренняя душа не может выдержать жизни в постоянном обмане. Катерина признается в своем грехе и после этого совершает самоубийство.
- Характер. Катерина — скромная богобоязненная женщина, не терпящая жестокости и лжи. Однообразная жизнь по строго заведенному порядку вызывает в ней глухой протест. В душе Катерины идет борьба между необходимостью уважать мать своего мужа и тягой к свободе.
Измена Катерины с Борисом — своеобразный протест женщины против неволи. В этом поступке она выказывает свой решительный характер, выгодно отличающий ее от слабовольного Тихона.
- Жизнь в девичестве. Катерина с радостью вспоминает о своей беззаботной молодости. Девушка была очень счастлива, жила абсолютно свободно и больше всего любила посещать церковь. Глубокая вера в Бога сочеталась в душе Катерины с желанием летать, «как птицы».
- Замужество и зловещее предчувствие. Брак с Тихоном словно бы подрезал Катерине крылья. Виноват в этом не муж (которого женщина не столько любит, сколько жалеет), а деспотичная свекровь, целыми днями читающая бесконечные наставления молодым супругам и учащая их «правильной» жизни.
«Отдушину» Катерина находит в разговорах с Варварой. С сестрой мужа она может поговорить по душам, рассказать о своих тайнах и мучениях. Катерина признается Варваре, что предчувствует какую-то беду и свою смерть. Любовь к Борису представляется ей дьявольским искушением.
- Трагедия Катерины. Катерина совершенно не умеет лгать и притворяться. Варвара сразу же догадывается, что она полюбила Бориса. Если Катерина считает измену мужу страшным грехом, то ее золовка не видит в этом особенного преступления: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Богобоязненная Катерина никогда бы не осмелилась самостоятельно искать встречи с любимым человеком. В роли искусительницы выступила Варвара, выбравшая место для свидания и договорившаяся с Борисом. В размышлениях Катерины над ключом от калитки в сад ярко проявляется мучительная борьба, охватившая ее душу. Женщина разрывается между настоящей любовью и верностью к мужу.
Огромное значение для нее имеет опостылевшая жизнь («горька неволя») и смертельно надоевшая Кабаниха («Кабы не свекровь!»). В конце концов измученная Катерина принимает твердое решение увидеться с Борисом: «…такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет».
Роман с Борисом стал для Катерина первым, пока еще символическим падением в омут. Во время свидания она произносит странную фразу: «Теперь мне умереть вдруг захотелось!». В этих словах заключается вся глубина ее трагедии. Катерина понимает, что совершает непростительный грех, за которым неизбежно последует суровое божественное наказание. Быстро пролетевшие десять дней тайных встреч с любимым — самое счастливое время в несчастной судьбе Катерины.
Внезапное возвращение Тихона привело ее в исступленное состояние. Женщина не смогла долго скрывать свой грех в страхе перед Божьей карой и во всем призналась. У Катерины оставалась призрачная надежда, что Борис увезет ее из города. Но судьбой любимого человека распоряжались другие люди: «Не по своей я воле еду».
После трагического прощания Катерина приходит к страшной и безнадежной мысли: «Мне что домой, что в могилу — все равно». Главная героиня бросается в реку и тем самым навсегда избавляется от мучений и страданий. Истинную виновницу гибели Катерины называет в финале Тихон: «Маменька, вы ее погубили!».
Вариант 2.
План
- Драма А.Островского «Гроза». Актуальность конфликта.
- Катерина Кабанова – главная героиня пьесы:
а) отношения с Кабанихой;
б) отношения с Тихоном;
в) отношения с Борисом.
- «Отчего люди не летают…»
А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир – чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.
Один из критиков того времени — Николай Добролюбов — написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина – честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.
Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются – и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство — ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.
Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.
Борис – единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых – Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались – Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг – самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?
Гибель Катерины – это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там – в том девичьем мире – ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины – это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.
Вариант 3
Был ли иной путь у Катерины?
Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь.
На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины?
Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее. Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.
Еще один вариант — это уйти от Тихона. Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.
Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.
Четвертый вариант — это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.
Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом. Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.
Вариант 4
Перед каждым человеком стоит выбор жизненного пути, и каждый решает эту проблему по-своему. Герои литературных произведений довольно часто выбирают свой путь. В драме А. Островского «Гроза» мы наблюдаем очень серьезный и сложный конфликт главной героини (Катерины) с самой собой. Пожалуй, именно подобная борьба является одной из тяжелейших. К сожалению, в данной драме, этот конфликт заканчивается самоубийством Катерины.
Был ли иной путь у нашей героини? С точки зрения, например, религии, этот путь естественно был, т.к. любому религиозному человеку известно, что самоубийство- один из самых страшных и тяжких грехов. По законам религии Катерина должна была со смирением принять свой «крест» — пребывание в «темном царстве».
Также, у Катерины мог быть и другой путь. Она могла последовать примеру Варвары, для которой главное, чтобы все было «шито крыто»: жить в доме Кабанихи и при этом тайно дальше встречаться с Борисом. Но в чем же была проблема? А проблема вся в том, что Катерина- «светлый луч в темном царстве», для нее эти пути были неприемлемы. Безусловно, у любого человека есть право выбора, которое в последствии повлияет на его будущее. Но имеет ли смысл пытаться разобраться в «чужих» конфликтах и искать какие-то пути, если не разрешен главный конфликт — конфликт с самим собой?
Наша героиня так и не сумела с этим справиться, за что мы не имеем право ее осуждать. Катя осознавала сильный разрыв между своими представлениями и реальностью. Именно эта реальность (дом Кабанихи, нелюбимый муж, и сам город Калинов в целом) душила ее. Учитывая сильный характер Катерины, ей нужна была свобода, свобода чувств. Единственный человек, рядом с которым она могла почувствовать себя счастливой, забывая обо всем, был Борис. Но любовь к нему так же приносила ей и страдания. Катерина ведь была религиозна (ее религиозность нарастает в течение всей пьесы), совесть в ней не «засыпала» ни на минуту. Поэтому хоть она и совершила грех (изменила мужу), смириться с этим так и не сумела. Ее угнетали собственные чувства, ведь Катя понимала, что влечение к Борису настолько сильно, что она не в силах этому противостоять (она даже призналась Тихону в измене). Так же понимала, что и не в силах противостоять Кабанихе, лишению свободы и бесправию, которое царило вокруг. А помощи ей тоже было ждать не от кого (Тихон слова против маменьки в жизни не сказал, Борис тоже никак не защитил ее).
Я не могу знать, что чувствовала Катерина в данной ситуации. Но точно знаю, что ее самоубийство лишь необдуманный, спонтанный, вызванный сильнейшим угнетением и отчаянием способ «освободиться» от своих тяжких мук совести. Поэтому нельзя дать точного ответа на вопрос: «Был ли иной путь у Катерины?»