Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД России и деятельность структурных подразделений этого ведомства предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м — почти 790 млрд рублей.
Новое Правительство РФ, сформированное в соответствии с Указом Президента РФ 21 января 2020 года, установило надбавку в размере 100% от оклада для сотрудников МВД, Росгвардии и военных, работающих в Москве, Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщает пресс-служба правительства.
Согласно документу, надбавка положена, в частности, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, «участвующим в охране общественного порядка и проходящим службу в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях». К началу 2021 года повышение зарплат коснется подразделений МВД РФ и в других субъектах РФ.
По мнению экспертов, оставленный на своем посту Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев не допустит «разбазаривания» выделенных системе МВД бюджетных средств.
Владимир Колокольцев обеспечивает стабильность и одновременно развитие МВД, поэтому он и сохранил свой пост, считает руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант Юрий Жданов.
«Я считаю, что это правильное решение. Нужна стабильность в этом ведомстве. И то, что министр такой долгожитель, он способен справляться с новыми вызовами и угрозами. В частности, последняя коллегия МВД была связана с проблемами кибербезопасности. МВД старается идти вперед, развиваться, меняться. И в этом его (Колокольцева) сила, его заслуга. Я считаю, что здесь (в МВД) перемены не нужны, а если нужны – на среднем и низком уровне», — сказал Жданов РИА Новости.
По данным Минэкономразвития, в 2020 году инфляция составит 4%. Поэтому правоохранители смогут рассчитывать на повышение окладов как минимум на данное значение. Ожидается, что после индексации средний доход сотрудника полиции составит 39 тысяч рублей. При этом власти снова оставят нетронутыми доплаты за выслугу лет и звания. По их словам, они не должны компенсироваться от потерь обесценивания национальной валюты.
Деньги на повышение зарплат в МВД в 2021 году будут выделены из федеральной казны. Что касается региональных полицейских, их оклады увеличат за счет местных бюджетов. К примеру, правоохранители из центральной части России получат меньше, чем сотрудники с Крайнего Севера. Все дело в размере надбавок, в северных регионах применяется повышенный коэффициент, который выше общероссийского.
Оклад полицейского формируется из следующих составляющих:
региональный коэффициент;
классность работника;
надбавка за высшее образование;
доплата за ненормированный рабочий день, сложность и риск для жизни.
Данные надбавки зависят в процентном соотношении от размера окладной части. Если повыситься оклад, то увеличатся и выше описанные доплаты. В отдельных случаях, размер таких премий может достигать до 2-3 окладов.
На фоне увеличения зарплат руководящим работникам силовых ведомств в 2020 году правительство планирует сократить значительную часть госслужащих. Об этом стало известно ещё в марте 2019 года, а в сентябре последовало подтверждение подобных планов.
Поскольку с 2014 года сотрудники МВД учитываются в статистике именно в качестве государственных служащих, есть опасение, что “под нож” попадут и полицейские. Будет ли сокращение МВД в 2021 году, затрагивают ли последние новости о “чистке” госслужащих полицию – разберёмся в том, что сегодня происходит.
В профсоюзах МВД всерьёз опасаются, что свежие новости о сокращениях госслужащих в 2020 году затронут и полицейских. Так, глава московского профсоюза Михаил Пашкин в беседе с журналистами заявил, что подобный сценарий вполне реален. Если это случится – критическая проблема с кадрами в МВД серьёзно усугубится.
Пашкин приводит в пример Останкинский район Москвы, где уже сейчас вместо трёх экипажей улицы патрулирует всего один автомобиль. Ясно, что сокращать полицию в районе уже некуда. И такая ситуация типична для большей части страны.
В МВД для выполнения указаний об общем сокращении частенько прибегают к сокращению вакансий. Вроде бы и численность на бумаге сокращается, но при этом никого реально увольнять не приходится. Проблема в том, что вакансии должны были закрыть некомплект кадров. А путём их сокращения этот некомплект становится плановым и хроническим. Полиция физически не может выполнять свои функции и поддерживать порядок, и это закладывается документально – в штатное расписание.
Конечно, менее болезненным стало бы сокращение аппарата управления и проверяющих с сохранением или даже увеличением штата тех, кто работает “на земле”. Впрочем, и профсоюзы МВД, и эксперты (включая бывших сотрудников) говорят о том, что российскую полицию нужно всерьёз реформировать, иначе никакие перестановки и игры с численностью главные проблемы не решат. То, что происходило в начале 2010-х годов, реформой назвать нельзя. Систему МВД нужно менять кардинально, только так она может стать эффективной и современной.
Издание “Коммерсантъ” рассказало о планах МВД по сокращению штата региональных управления ГИБДД. Эти планы были озвучены в Telegram-канале “Омбудсмен полиции”, где содержалась ссылка на конкретный документ – приказ МВД №653 от 24 сентября 2019 года. Журналисты через свои каналы проверили, что такой приказ действительно существует.
ГИБДД сократят на две тысячи человек. Правда, на улицу людей не выгонят. Снова будут сокращены незамещённые вакансии, причём не по всей стране, а по отдельным регионам. В Москве и Санкт-Петербурге, например, вакансии сокращать не будут.
Это сокращение понадобилось для того, чтобы усилить миграционные органы МВД. В конце марта вступили в силу поправки в закон “О гражданстве”, которые расширили список тех иностранцев, которые могут стать гражданами России в упрощённом порядке. По всей видимости, нагрузка на миграционные отделы полиции выросла настолько, что им потребовалось усиление.
Что касается пенсионного обеспечения сотрудников МВД, то для многих из них будущая ведомственная пенсия – то, что сегодня удерживает их на службе. Не секрет, что служба в полиции, особенно “на земле”, часто подразумевает адские условия. Люди держатся только потому, что МВД может предлагать самую высокую зарплату в их городе, а спустя 20 лет службы можно будет выйти на пенсию. Последние новости о повышении пенсий МВД в 2020 году говорят о том, что индексация вновь будет выше инфляции, а действующим сотрудникам опасаться повышения выслуги лет пока не нужно.
В ближайшие три года финансирование военных и приравненных к ним пенсий (включая МВД) резко вырастет. За 2020-2022 год на это потратят дополнительные 603 миллиарда рублей.
В 2020 году на рост пенсий для силовиков уйдёт 122,4 миллиарда. В 2021 и 2022 году – по 240,4 миллиарда.
Хотя бюджетные ассигнования вырастут заметно, собственно расходы казны на пенсии для военных, полицейских и прочих силовиков вырастут не так сильно:
с 745 до 769 миллиардов в 2020 году,
до 797 миллиардов в 2021 и 2022 году.
Рост ассигнований связан с тем, что в предыдущей версии трёхлетнего бюджета расходы на военные пенсии были занижены.
Перейдём к практическим цифрам. Последние новости о повышении пенсий МВД в 2020 году говорят об индексации на 5,8%.
В октябре 2020 года оклады действующих сотрудников МВД должны будут вырасти на 3,8%. Это та инфляция, которая ожидается по итогам 2019 года. Формально повышение на тот же процент сохраняет покупательную способность зарплаты полицейского.
Поскольку пенсии МВД, как и военные, привязаны к действующим зарплатам в полиции, в октябре 2020 года они автоматически вырастут на те же 3,8%. Но их ожидает и дополнительное повышение – за счёт роста понижающего коэффициента. Именно через этот коэффициент пенсии привязаны к зарплатам действующих сотрудников.
В последние годы понижающий коэффициент был заморожен, хотя и должен ежегодно расти. С 2019 года его разморозили и пока планируется за счёт роста коэффициента повышать пенсии военных, полицейских и других силовиков на дополнительные 2% относительно роста зарплат.
Официально говорится о том, что средняя пенсия МВД после индексации в октябре 2019 года — с 1 января 2020 года составляет 17 тысяч рублей. Понятно, что у некоторых бывших сотрудников пенсия может быть намного ниже – аналогично тому, как обстоят дела с обычными гражданскими пенсиями.
В 2019 году, например, средняя страховая пенсия по старости у простых пенсионеров – 15,4 тысячи рублей. Но огромные массы стариков выживают на 9-10 тысяч рублей в месяц. Примерно так же зачастую соотносятся средние и реальные пенсии в МВД.
К началу 2021 года у рядовых пенсионеров средняя выплата составит 16,4 тысячи, так что разница между пенсией МВД и простой пенсией не так велика. Правда, не нужно забывать и о том, что бывший полицейский выходит на ведомственную пенсию в более молодом возрасте. К тому же он имеет возможность заработать вторую пенсию на гражданке, если успеет отработать хотя бы установленный минимум гражданского стажа. По достижении общепринятого пенсионного возраста он сможет получать две пенсии, хотя гражданская и будет немного ниже из-за особенностей закона.
Работникам МВД, получившим право заслуженного отдыха по выслуге лет и продолжающим работать, начисляется только военно-силовая пенсия, а основная страховая выплата будет назначаться только по достижении, предусмотренного Законом пенсионного возраста. Следуя последним новостям, пенсия МВД с 2020 года. увеличится, а выслуга лет пока остаётся без изменения. Предельный возраст службы увеличится только у старшего офицерского состава.
Опасения по поводу того, что выслуга лет в полиции повысится, ходят не первый год. Слухи внутри МВД давно говорят о том, что полицейским для выхода на пенсию вскоре нужно будет служить не 20 лет, а на пять лет дольше – 25. Слухи эти исходят в том числе из Минобороны. Полицейские во многих отношениях приравнены законом к военным, так что возможные реформы пенсии или принципов расчёта денежного довольствия в армии автоматически затронут МВД.
Пока ни до чего конкретного такие разговоры не дошли. Даже при повышении пенсионного возраста на пять лет для гражданских пенсионеров в 2018 году речи о том, что нечто подобное ждёт полицейских, не было.
Но пока эти перемены не выглядят как подготовка к повышению выслуги лет. Тем более, что в руководстве МВД должны отдавать отчёт в том, к чему может привести повышение выслуги в полиции. Многие сотрудники попросту уйдут из системы МВД. Служить лишние пять лет в ожидании пенсии они не захотят. Кто займёт их места – тоже большой вопрос. Вакансии будут либо не закрыты, либо придут менее качественные кадры, которые снизят уровень работы полиции. А там, где вакансии, закрыть не удастся, вырастет нагрузка на оставшихся сотрудников. Которые предпочтут последовать примеру уволившихся коллег.
Повышение выслуги лет в МВД может вызвать слишком опасную цепную реакцию внутри ведомства. Стоит надеяться на то, что внутри руководства понимание этого есть. Даже если повышение проводить, делать это нужно так, чтобы оно не затрагивало костяк действующих кадров, информирует портал newsment.ru
Как стало известно, алгоритм расчёта выслуги в МВД в 2020-2021 году остаётся таким же, который использовали раньше. Главным критерием является конкретный срок работы в органах и при расчёте будут учитываться такие промежутки времени:
Профессиональное образование, полученное до выхода на работу. Принимается во внимание только очное обучение периодом не больше 5 лет по схеме: два месяца за один месяц работы.
Смена должностей разного уровня в МВД (с учётом и испытательного срока при поступлении на службу).
Прикомандирование, если оно было осуществлено по статье 32 Закона о службе РФ.
Перерыв в службе в правоохранительных органах, если он был вызван необходимостью работы в другом государственном органе или ведомстве.
Служба в прокуратуре, в ФСИН, ФСКН, Национальной гвардии и противопожарной безопасности.
Работа судьёй, в Следственном комитете или таможне, если для этого были получены спецзвания и т.д.
ХОД РЕФОРМЫ МВД РОССИИ 2020-2021 ГОДА
Министерство внутренних дел РФ с 2021 года предлагает разрешить до суда блокировать банковские счета и «электронные средства платежей» в рамках дел о наркотиках.
Соответствующее предложение содержится в проекте стратегии антинаркотической политики, размещенном на сайте нормативно-правовых актов. Блокировку счетов, следует из документа, планируют проводить по инициативе сотрудников, ведущих оперативно-розыскную деятельность.
Также предлагается ввести административную ответственность «для лиц, передающих эмитированные на их имя финансовые инструменты третьим лицам», если они используются в преступной деятельности, в частности в незаконном обороте наркотиков.
Такие меры, указывается в документе, направлены на «снижение криминального использования электронных платежных инструментов», информирует портал meduza.io.
Говоря о стратегических направлениях реформы МВД на 2020-2021 годы, следует напомнить, что уже в первом квартале 2020 года Президент РФ подписал отставки и назначения в большинстве силовых ведомств, которые затронули и руководящих работников МВД России.
От должностей указом Путина освобождены начальник управления кадров ФСИН полковник Александр Пирогов и прокурор Омской области Анастас Спиридонов.
Были уволены первый заместитель руководителя СУ СК РФ по Свердловской области Михаил Бусылко, замначальника по ГУ МВД РФ по Воронежской области — начальник ГСУ генерал-майор Вячеслав Воронцов, заместитель руководителя ГУ криминалистики СК РФ — руководитель управления организации экспертно-криминалистической деятельности генерал-майор юстиции Сергей Рябов, начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС.
Также президент назначил начальников УМВД РФ по Архангельской и Тюменской областям — генерал-майора полиции Александра Прядко и генерал-майора полиции Леонида Коломийца.
Этим же указом президента полковник юстиции Владимир Терентьев назначен первым заместителем руководителя ГСУ СК РФ по Республике Крым и Севастополю.
Кроме того, глава государства назначил на пятилетний срок Александра Морозова прокурором Республики Северная Осетия, Александра Семенова прокурором Томской области, Александра Лоренца прокурором Ставропольского края, Александра Гулягина прокурором Воронежской области и Анатолия Богданчикова прокурором Республики Алтай.
От должности освобожден начальник УВД на Московском метрополитене генерал-майор полиции Николай Савченко.
В Указах Президента РФ 2020 года также говорится о том, чтобы:
1. Освободить от занимаемой должности:
генерал-майора полиции Аксенова Николая Николаевича, начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области;
генерал-майора полиции Афанасьева Николая Николаевича, начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю;
генерал-майора полиции Половникова Виктора Николаевича, Министра внутренних дел по Республике Коми;
полковника юстиции Сарафанова Александра Геннадьевича, заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области;
генерал-лейтенанта внутренней службы Яхьяева Руслана Хамадовича, начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике.
2. Назначить:
полковника внутренней службы Афонина Александра Сергеевича — заместителем директора Департамента кадровой политики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Веденова Леонида Владимировича — первым заместителем начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации;
полковника Гаврилюка Евгения Викторовича — начальником Ногинского спасательного центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
полковника полиции Деревянко Эдуарда Васильевича — заместителем директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств;
полковника внутренней службы Дмитриева Сергея Александровича — заместителем директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Евплова Николая Николаевича — директором Департамента тылового и технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
полковника Лаврентьева Руслана Николаевича — заместителем директора Административного департамента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
полковника внутренней службы Лебедева Евгения Валерьевича — первым заместителем начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области;
полковника Молчанова Александра Владимировича заместителем директора Департамента оперативного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
генерал-майора внутренней службы Назарова Андрея Амангельдэвича — начальником Сибирской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, освободив его от занимаемой должности;
подполковника юстиции Обоскалова Виктора Ивановича — руководителем четвертого следственного управления Г лавного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации;
полковника внутренней службы Рохлина Алексея Анатольевича — первым заместителем начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области;
полковника внутренней службы Титенока Игоря Валерьевича — заместителем начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу;
полковника Ходатенко Евгения Николаевича — заместителем директора Департамента образовательной и научно-технической деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Назначить на 5-летний срок:
полковника юстиции Бочарова Дмитрия Анатольевича — руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области;
генерал-майора юстиции Булаева Александра Николаевича — руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области;
полковника юстиции Липского Валерия Андреевича руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан.
4. Присвоить Веденову Леониду Владимировичу специальное звание генерал-лейтенанта полиции.
А ранее 2 августа 2019 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О ключевых моментах этого документа, а также о ходе текущих и запланированных на 2020 год изменений в функционировании системы МВД России в рамках реализации мероприятий по реформе МВД РФ до 2024 года читайте ниже:
Согласно документу, предельный возраст пребывания на службе для среднего начальствующего состава, майоров и подполковников полиции, внутренней службы и юстиции повышается с 50 до 55 лет, для полковников — с 55 до 60 лет, а для генералов — с 60 до 65 лет.
«При подготовке вносимых предложений были учтены положения о том, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих предельный возраст пребывания на службе уже увеличен с 60 лет до 65 лет», — поясняют в Госдуме ФС РФ необходимость таких изменений.
Также закон повышает предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел: для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава до 35 лет, а для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава до 40 лет (сейчас для всех категорий — 35 лет).
При этом, как подчеркнул в ходе пленарного заседания заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, речь не идет о повышении возраста выслуги лет или пенсионного возраста для сотрудников, они остаются прежними для всех категорий.
«Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составляет около 26 200 сотрудников», — отмечается в пояснительной записке.
Это позволит, в частности, решить вопрос недокомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов: «На 1 января 2019 г. некомплект составляет 7,4 процента или около 53 000 единиц», — сказано в документе.
Законом также предусматривается, что испытание при приеме на службу в органы внутренних дел может не устанавливаться в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и должности работников в системе МВД России. Предлагается также установить для сотрудников МВД право на на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет.
Дополнительное сокращение руководящих работников и рядовых служащих МВД РФ ожидаются и в 2020-2021 годах в России. Эти перемены произойдут в рамках давно запланированной и постепенно проходящей реформы. Инициатор реформы – президент В. В. Путин, озвучивший ее еще в 2017 году. Например, уже ГУ МВД РФ по Москве в ближайшее время ждет масштабная реорганизация, в результате которой большинство сотрудников, занимающих руководящие должности, могут лишиться работы, сообщает газета «Известия».
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ к началу 2021 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.
И это при том, что каждый год с учета по истечении срока давности снимается более 1,5 млн уголовных дел по преступлениям прошлых лет, 97% — без установления преступника. Под наблюдение оперативников попадает лишь каждый третий, находящийся под административным надзором. А несовершеннолетних к уголовной ответственности привлекают в 26 раз чаще, нежели взрослых, которые толкали их на преступления.
Кроме того, согласно опросу, у 41% сотрудников УР нет необходимой квалификации для принятия процессуальных решений, поэтому 80% из них уже были наказаны за ошибки. С 2014 года число оперативников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, увеличилось на 15% (более 14 тыс. человек). 73% сотрудников полагают, что сложившаяся практика системных нарушений при вынесении постановлений ощутимо снижает уровень общественного доверия к работе полиции.
Также это формирует негативный морально-психологический настрой у молодых сотрудников УР, которые с первых же дней службы ориентируются не на выявление и раскрытие преступлений, а на их укрытие, чтобы создать видимость позитивных результатов, полагает Александр Фролов.
Процессуальные функции действительно не являются профильными для сотрудников УР и ЭБиПК, согласен председатель общественного совета при МВД РФ, адвокат Анатолий Кучерена.
— Всегда выступал за то, чтобы сотрудники правоохранительных органов занимались исключительно своими обязанностями, чтобы несвойственные им функции были отданы в подразделения, которые должны ими заниматься. Если Александр Фролов тоже так считает, я буду его всячески поддерживать. Знаю, что и позиция министра и соответствующих подразделений МВД аналогичная. Там уже работают над этим, хотят разгрузить ряд подразделений, которые выполняют не свойственную им работу, — рассказал «Известиям» Анатолий Кучерена.
Сейчас на каждое возбужденное уголовное дело приходятся десятки постановлений об отказе о его возбуждении, сообщил председатель МКА «Адвокаты и бизнес» Дмитрий Штукатуров. Оперативные подразделения отбрасывают огромный массив пустых заявлений и лишь 10% превращают в уголовные дела, отметил адвокат.
— Если не возбуждено уголовное дело, то нет преступления, и когда оно не раскроется, у них не ухудшится статистика раскрываемости. Следователи более компетентны и не заинтересованы лишь в раскрытии преступления, поскольку их работу оценивают по другим критериям. А управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией, где срок проверки ограничен 30 сутками, а иногда и десятью, выносят так называемые технические отказные, когда оперуполномоченный видит, что преступление есть, но за месяц не успеет собрать все документы, провести почерковедческие экспертизы и т.д., — рассказал Дмитрий Штукатуров.
Оценивая инициативу, адвокат отметил, что правильнее было бы менять инструменты статистической отчетности и усилить работу с личным составом оперативников.
Начавшаяся реорганизация Московского уголовного розыска постепенно перейдет в 2020 году и на структурные подразделения МВД РФ в субъектах Российской Федерации (регионах России). Ожидаемое сокращение, естественно, болезненный и непопулярный процесс для миллиона сотрудников. Однако, конечная цель проводимых реформ – увеличение эффективности работы силового ведомства.
Разаттестация пройдет плавно в период с конца 2019 года по 2024 год. Она должна незаметно сократить численность служащих в МВД примерно на 110 тысяч человек. В рядах силовиков останутся самые квалифицированные сотрудники. Кроме того, теперь, если служащий выходит на пенсию, на его место не будут принимать нового. Разаттестация коснется даже высших чинов МВД.
Процесс разаттестации никак не повлияет на служащих, которые получили ранения и травмы в период службы; работников, постоянно повышающих свою квалификацию; сотрудников, которые в настоящее время имеют самые высокие показатели в работе, а также наивысшую квалификацию; служащих, имеющих самый большой стаж работы и тех, кто является единственным кормильцем в семье.
Сокращение обязательно должно быть согласовано с профсоюзной организацией. Сотруднику, подлежащему сокращению, будет выплачена годовая зарплата, компенсирован отпуск; за ним на определенный период сохранятся различные социальные выплаты; компенсированы налоговые выплаты при пенсионном праве.
ПЕНСИЯ МВД 2020-2021
Пока в 2020 и 2021 году, чтобы получить льготную пенсию МВД по выслуге, нужно проработать по-прежнему 20 лет, но в будущем положение возможно изменится. Уже обсуждается её увеличение до 25 лет. Это из-за проблемы с финансированием ведомства. Из-за возможности уже в 45 лет выйти на пенсию по выслуге, приход новых людей не кончается и в соответствии с этим увеличивается армия молодых пенсионеров.
Отменят ли пенсии в 2020 году?
Будет ли отменена пенсия МВД и других силовых подразделений в 2020-2021 году или нет, начали говорить с начала реформы, которая затронула всех граждан России. В Минфине рассматривается вопрос о предоставлении силовикам, которые завершили службу, значительного выходного пособия вместо того, чтобы выплачивать пожизненно. Такой подход обоснованный, так как завершается служба ещё в достаточно молодом возрасте. С выходным пособием они могут отдохнуть 1-2 года, затем переобучившись гражданской профессии продолжить работу. Такое решение в значительной мере экономически выгодно и ежегодная экономия составит до 700 миллиардов рублей. Пока этот вопрос только обсуждается и в 2020-2021 году изменений не ожидается.
Что будет учитываться
Как стало известно, алгоритм расчёта выслуги в МВД в 2020 году остаётся таким же, который использовали раньше. Главным критерием является конкретный срок работы в органах и при расчёте будут учитываться такие промежутки времени:
Профессиональное образование, полученное до выхода на работу. Принимается во внимание только очное обучение периодом не больше 5 лет по схеме: два месяца за один месяц работы.
Смена должностей разного уровня в МВД (с учётом и испытательного срока при поступлении на службу).
Прикомандирование, если оно было осуществлено по статье 32 Закона о службе РФ.
Перерыв в службе в правоохранительных органах, если он был вызван необходимостью работы в другом государственном органе или ведомстве.
Служба в прокуратуре, в ФСИН, ФСКН, Национальной гвардии и противопожарной безопасности.
Работа судьёй, в Следственном комитете или таможне, если для этого были получены спецзвания и т.д.
Выплаты увеличатся
Пенсии МВД к началу 2021 года обязательно повысятся, хотя по сравнению с 2019 годом ассигнования вырастут незначительно – на 122 миллиарда рублей. В следующем 2021 году предполагают поднять цифру до 240 млрд рублей, сообщает портал bankiclub.ru
Напомним, размер пенсий, положенных сотрудникам органов, определяется как доля денежного довольствия военнослужащих, а этот показатель ежегодно индексируется на размер инфляции по оценке Правительства плюс еще два процентных пункта. Таким образом, пенсионерам МВД вроде бы не на что жаловаться – пенсии и так растут опережающими инфляцию темпами, то есть увеличиваются не только в номинальном, но также и в реальном выражении, уточняет портал news-and-life.com.
Здесь есть один важный нюанс. Доля ДДВ для расчета пенсионных сумм должна ежегодно расти на два процентных пункта, пока она не достигнет 100%, а пенсии тем самым не сравняются с зарплатами. Однако еще в 2016 году дефицит бюджета заставил власти заморозить этот рост, и с тех пор при расчете пенсий учитывается всего лишь 72,23% денежного довольствия. С октября 2019 года этот показатель слегка подняли – до 73,68%, однако равенства между зарплатами и пенсиями сотрудников МВД почти наверняка уже не будет ни в 2020 году, ни в 2021 году.
Для расчёта пенсионных начислений работникам МВД был введён специальный коэффициент – понижающий. Он касался только тех, кто вышел на пенсию по возрасту. Это предусматривалось Федеральным Законом № 306 от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Первоначально понижающий коэффициент был 54%. Правительство задумало увеличивать его ежегодно на 2%. К 2035 году он должен был составить 100%. Но с 2016 года понижающий коэффициент не увеличивался и остановился на отметке 72,23%. Соответственно пенсии также не индексировались до 2018 года.
Работникам МВД России ждать увеличение пенсионных выплат придётся до октября 2020 — начала января 2021 года. Если они вышли на пенсию по выслуге лет. Планируется, что индексация поможет увеличить выплаты от 1 тыс. рублей и более. Предоставлять документы в инстанции пока не нужно. Полагают, что индексации пройдут автоматически. Заранее точно просчитать надбавку вряд ли получиться. Можно только приблизительно. Для этого нужно фактические выплаты умножить на 1,04. Ещё не решён вопрос с понижающим коэффициентом. Останется он на уровне прошлых лет в размере 72,23% или подвергнется изменениям. По прогнозам финансистов, увеличение его вряд ли запланировано. Это связано с проводимой индексацией пенсий. Хотя, до октября ещё есть время, могут быть предложены различные изменения.
Выплаты работающим пенсионерам МВД
Работники МВД по выслуге лет выходят на пенсию, в основном, после 45-ти. Если человек остаётся работать, ему станут выплачивать только силовую пенсию. Основную страховую пенсионную выплату начнут начислять только после достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ. Работающим сотрудникам-пенсионерам силовых структур, начисляется два вида выплат: силовая пенсия и накопительная (по баллам). Индексацию пенсионных выплат работающим сотрудникам-пенсионерам МВД будет проведена не ранее 1 января 2021 года, а выплаты будут увеличиваться только за счёт накапливаемых пенсионных баллов.
Нюансы начисления выплат пенсионерам МВД
Сотрудники-пенсионеры органов правопорядка могут получать социальные доплаты, если: — выслужили требуемый стаж; — была получена инвалидность в ходе службы; — произошла потеря кормильца. Выплаты производятся семье; — были представлены к наградам и орденам; — проходили службу в горячих точках; — имели доступ к засекреченным документам. Все назначения и расчёты пенсионных выплат работникам МВД производятся согласно Федеральному Закону № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей», сообщает портал comandir.com
ВЫСЛУГА ЛЕТ И СТАЖ В МВД: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2019-2020 ГОДА
2 августа 2019 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О ключевых моментах этого документа, а также о ходе текущих и запланированных на 2020-2021 годы изменений в функционировании системы МВД России в рамках реализации мероприятий по реформе МВД РФ до 2024 года читайте ниже.
Согласно документу, предельный возраст пребывания на службе для среднего начальствующего состава, майоров и подполковников полиции, внутренней службы и юстиции повышается с 50 до 55 лет, для полковников — с 55 до 60 лет, а для генералов — с 60 до 65 лет.
«При подготовке вносимых предложений были учтены положения о том, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих предельный возраст пребывания на службе уже увеличен с 60 лет до 65 лет», — поясняют в Госдуме ФС РФ необходимость таких изменений.
Также закон повышает предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел: для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава до 35 лет, а для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава до 40 лет (сейчас для всех категорий — 35 лет).
При этом, как подчеркнул в ходе пленарного заседания заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, речь не идет о повышении возраста выслуги лет или пенсионного возраста для сотрудников, они остаются прежними для всех категорий.
«Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составляет около 26 200 сотрудников», — отмечается в пояснительной записке.
Это позволит, в частности, решить вопрос недокомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов: «На 1 января 2019 г. некомплект составляет 7,4 процента или около 53 000 единиц», — сказано в документе.
Законом также предусматривается, что испытание при приеме на службу в органы внутренних дел может не устанавливаться в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и должности работников в системе МВД России. Предлагается также установить для сотрудников МВД право на на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет.
ЗАРПЛАТА МВД 2020-2021
Что касается окладов и зарплат сотрудников МВД России, то стоит отметить, что в бюджете страны на 2020 год существует отдельный пункт, который касается военнослужащих и приравненных к ним лиц (в том числе, служащих Министерства внутренних дел). В 2019 году увеличение бюджетных ассигнований, направленных на ежегодное повышение оплаты труда, позволит увеличить зарплату на 4,3%. Дополнительно власти акцентировали внимание на том, что сотрудники МВД также могут рассчитывать на увеличение оклада в 2020 и 2021 году. В первом случае зарплата вырастет на 3,8%, во втором — на 4%.
Однако проиндексированы будут только должностные оклады сотрудрудников МВД РФ (полиции), надбавки останутся теми же. В 2021 году ожидается увеличение в полтора раза денежного довольствия работников, которые останутся служить в ведомстве. Это касается рядовых сотрудников, а также сотрудников, занимающих средние руководящие должности. Таким образом будет сокращен разрыв между их зарплатами и зарплатами сотрудников высшего руководящего звена. В 2020 году средняя зарплата сотрудника Министерства внутренних из расчета бюджетных ассигнований составляет не менее 39 000 рублей.
Ожидается, что в скором будущем зарплата рядовых работников правопорядка составит 96000 рублей. Такой показатель будет достигнут путем сокращения штата. Посредством разаттестации, которая проводится с 2019 года и будет проходить вплоть до 2024 года, число сотрудников МВД планируется сократить на 110000 человек. В результате разаттестации в правоохранительных органах останутся служить только высококвалифицированные работники. Также в случае, если сотрудник выйдет на пенсию, на освободившееся место не будут брать нового сотрудника, уточняет портал pronedra.ru
Тем не менее, несмотря на запланированное повышение зарплат остающимся работать в системе МВД РФ сотрудникам, профильные ответственные работники органов государственной власти Российской Федерации будут внимательно следить за их профессиональным имиджем. Зарплатная реформа полиции временно улучшила ее имидж, но стандарты профессии повысить не получится, полагает социолог Арина Дмитриева.
К слову сказать, первая значимая реформа полиции 2009–2011 гг. стала ответом на множество громких должностных преступлений, произошедших в конце 2000-х. Начало возмущению положило дело майора Дениса Евсюкова, за ним последовали массовое убийство в станице Кущевской, дело приморских партизан, массовые и ставшие рутинными сообщения о пытках, увечьях и гибели задержанных в ОВД. В регионах периодически возникали стихийные протесты жителей, связанные с действиями или бездействием полиции. В этом смысле российская ситуация не отличалась от других стран, где реформы полиции тоже часто следовали за скандальными преступлениями с участием полицейских.
Разрушенная репутация и кризис управления в правоохранительных органах повлекли за собой политические решения и вылились в переименование правоохранительных органов из милиции в полицию и написание нового закона о полиции. Но новый закон не подразумевал никаких действительно серьезных организационных и кадровых нововведений.
Если говорить коротко, изменение всего нескольких вещей – увеличение присутствия полицейских «на земле», децентрализация полиции, радикальное усиление информационной инфраструктуры работы полицейских – позволило бы действительно называть реформу реформой. Фактически же единственным кардинальным изменением помимо переименования милиции в полицию стало значительное увеличение финансирования органов внутренних дел. В 2011 г. бюджетные расходы на деятельность органов внутренних дел составили 340,6 млрд руб., а в 2012 г. они выросли в 2 раза до 767 млрд руб.
Проблемы полиции попытались решить вливанием денег и увеличением зарплат. Опираясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, мы рассчитали, что до реформы (в 2011 г.) средний заработок полицейского не отличался от заработков не полицейских в стране (28 500 руб. в рублях 2017 года против 26 800 руб., но эта разница статистически незначима). Непосредственно после реформы последовало двукратное повышение окладов, и полицейские стали зарабатывать значительно больше. В 2012 г. их средние доходы стали на 60% превышать средние доходы по стране (46 600 руб. по сравнению с 29 200 руб. у не полицейских).
Социологи Кирилл Титаев и Екатерина Ходжаева рассказывают о непропорциональных пенсионных преимуществах силовиков на офисной работе. В теории более высокие зарплаты мотивируют сотрудников работать больше и усерднее, позволяют нанимать более способных и производительных работников, уменьшается текучесть кадров, что позволяет сократить издержки на отбор и обучение персонала. Все эти преимущества можно было бы получить, если бы наем сотрудников полиции происходил на открытом рынке. Но так не происходит.
В правоохранительные органы приходят служить либо выпускники ведомственных вузов, которые на протяжении пяти лет социализируются в той же профессиональной среде, в которой им предстоит служить, либо сразу после армии. Аттестация же, которая последовала после принятия реформы, была формальной, сокращению подверглись только и так пустующие позиции (вакансии), а возможность перейти на службу в полицию любому милиционеру тянула за собой перенос сложившихся практик и неформальных правил работы с потерпевшими и подозреваемыми.
Тем не менее пристальное внимание, которое было приковано к правоохранительным органам, и финансовые вливания, позволившие если не радикально, то в какой-то степени обновить кадровый состав, помогли в деле улучшения имиджа. Согласно опросу ВЦИОМа, показатели недоверия к полиции упали с 65% в 2012 г. до 46% в 2013 г. и достигли рекордно низкого уровня в 27% в 2017 г. Однако уже в конце 2018 г. доля граждан, не доверяющих полиции, выросла до 35%.
Доходы сотрудников полиции складываются из оклада, надбавок за условия несения службы, за звание, за выслугу лет и могут включать повышающий региональный коэффициент. Помимо этого, доходы полицейских могут быть дополнены материальной помощью и премиями. Но из всех компонентов только оклад является базовым доходом, все остальные доплаты могут быть сокращены. 2014 год ударил по правоохранителям особенно сильно, и их доходы резко просели, что заметно даже на фоне падающих доходов всего населения.
Когда деньги закончились, стало ясно, что ключевые проблемы правоохранительных органов в ходе реформы так и не были решены. Едва ли можно считать, что удалось снять проблему «палок», а целевые показатели больше не выступают в качестве основного стимула работы. Переименование должностей не привело к реальному изменению функционала людей, работающих на этих должностях. Не было предпринято никаких реальных шагов для налаживания сотрудничества с обществом и подотчетности гражданам. Не удалось повысить и стандарты профессии, а ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» закона «О полиции», которая предполагала общественную (а не уголовную) ответственность полицейских за неправомерные действия, так и осталась спящей.
В 2011 г. сырьевая рента позволила успешно реализовать социальный проект «обеспеченный полицейский», но в 2019 г., когда МВД оказалось лишь одним из множества претендентов на нефтяные доходы, единственным способом сохранить достойное довольствие полицейских станет настоящая реформа правоохранительных органов и отказ от не свойственного полиции функционала, считает газета «Ведомости».
В любом случае, в 2021 году зарплата сотрудников МВД РФ (полиции) из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – станет значительно больше.