«Все обещают, обещают и не выдают»- примерно такие формулировки про зарплату учителей можно встретить в профильных социальных сетях и на специализированных интернет-форумах, посвященных совершенствованию системы образования в субъектах Российской Федерации. Так, будет ли повышение зарплат педагогическому составу региональных учебных заведений в 2019 и 2020 году и когда именно ждать индексацию?
Согласно официальным данным финансового блока Правительства РФ из федерального бюджета Российской Федерации на 2019-2022 года, зарплата учителям, врачам и другим финансируемым государством работникам будет постепенно повышаться. Индексация оклада бюджетников проводится каждый год согласно Указу главы государства под номером 598.
Опрошенные изданием «КоммерсантЪ» эксперты считают необходимым зафиксировать базовую ставку учителя на 2020 год на уровне двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Они заявили, что сейчас учителя в российских регионах зачастую получают меньше 70% средней зарплаты по региону, потому что зарплатных фондов «едва хватает на базовые выплаты». На недавних парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева признала, что сейчас базовая (гарантированная) зарплата учителя иногда составляет всего 10% средней заработной платы в регионе, тогда как должна составлять не менее 70%.
Министр Просвещения РФ призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки». Госпожа Васильева добавила, что сейчас в большинстве регионов пропорция не соблюдается: «Иногда гарантированная часть доходит до 10%». Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также председатель Госдумы Вячеслав Володин. «В тех регионах, где средняя зарплата — 28 тыс. руб., 20 тыс. вы должны в договоре предусмотреть. Не получится, что это 12 тыс., 15 тыс., коллеги»,— обратился он к участникам слушаний.
В нескольких региональных министерствах образования рассказали, что средняя зарплата учителей иногда, наоборот, превышает среднюю зарплату по региону.
Так, по данным мониторинга департамента образования Владимирской области, на январь 2019 года средняя заработная плата педагогических работников составила 31 803,9 руб., что на 12% превышает значение средней начисленной заработной платы наемных работников. Согласно данным управления Федеральной службы государственной статистики по Омской области, за первый квартал 2019 года средняя заработная плата учителей составила 29 710 руб. При этом базовая ставка у учителей в Омской области составляет 19 311 руб. Однако оплата за внеурочную деятельность за счет стимулирующего фонда в области не осуществляется: внеурочная деятельность в «образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу общего образования, производится в рамках основной деятельности и исполнения функций классного руководителя».
В министерстве образования и науки Хабаровского края рассказали, что средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в целом по краю за январь—апрель 2019 года составила 43 556 руб. При этом заработная плата по районам края составляет от 42 006 руб. в южных районах края до 69 951 руб. в районах Крайнего Севера. С 1 января 2019 года в Хабаровском крае минимальная ставка заработной платы педагогических работников четвертого квалификационного уровня, в том числе учителей, составляет 7809 руб. Депутат Хабаровской краевой думы Ирина Белова, которая 15 лет руководила школой в Хабаровске, говорит, что хотя в отчетах средняя зарплата учителей якобы соответствует средней по экономике региона, в действительности учитель первой категории, работая на две ставки, получает на руки 36 тыс. руб.
По данным министерства образования и науки Амурской области, средняя заработная плата учителей за январь—апрель 2019 года составила 39 548 руб. При этом за участие в проведении государственной итоговой аттестации (ГИА), согласно постановлению правительства Амурской области, за один час работы учителю выплачивают от 10 до 150 руб. В Чукотском автономном округе по итогам первого квартала текущего года средняя заработная плата учителей составила 98 667 руб. В Магаданской области, по данным местного министерства образования, средняя заработная плата учителей за 2018 год составила 71 605 руб. При этом 70% учителей в области ведут внеурочную работу и получают за это доплату. Доплата за работу при проведении ГИА и ЕГЭ, согласно постановлению правительства Магаданской области, составляет от 65 до 450 руб. за час работы.
На слушаниях Васильева сообщила, что сейчас Минтруд и Минпросвещения ведут работу над определением фиксированной ставки для учителей и минимального оклада. По словам оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, регионы уже утверждают свои фиксированные ставки, однако в реальности учителя получают меньше, чем 70% от средней зарплаты по региону, потому что сейчас «учреждение само устанавливает оклад и ставку за работу в час». «Директор с коллективом сам разрабатывает нормативные акты»,— говорит Ольга Мирясова. По ее словам, деньги из регионального бюджета поступают в школы в зависимости от числа учеников: «В этот «подушевой» норматив в том числе входит зарплата. Эта сумма делится руководством, которое само решает, по какому принципу будет платить. И сейчас того, что приходит, едва хватает на базовую выплату. Денег на стимулирующие надбавки не хватает». В профсоюзе предлагают зафиксировать ставку на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда (федеральный МРОТ с 1 января 2019 года составляет 11 280 руб.) и 18 часов. «Такая ставка была придумана в 30-е годы прошлого века, мы бы ее оставили. Это нормальная ставка: к каждому уроку учитель должен не меньше часа готовиться, так и получается — 36 часов»,— сообщил порталу kommersant.ru сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
На осенних 2019 года заседаниях профильных комитетов и комиссий Государственной Думы ФС РФ запланировано принять к рассморению с последующим законодательным обеспечением вышепредложенные инициативы профильных органов исполнительной власти и передачей одобренных законопроектов в верхнюю Палату российского Парламента, так чтобы с 1 января 2020 года в соответствии с вышеперечиленными расчетами региональные и муниципальные управления образованием всех субъектов РФ — Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО могли соблюдать грамотные пропорции при начислении зарплаты педагогам всех видов образовательной деятельности.
Ранее Ольга Васильева объявила о сокращении количества отчетов учителей с целью снизить нагрузку на педагогов. Она заявила, что для учителей в школе останется только четыре документа: электронный дневник, электронный журнал, рабочая программа по предметам и регулярно-тематическое планирование.