Основные итоги Коллегии для МВД РФ 3 марта 2021 года: полная информация о мероприятии — последние новости

3 марта 2021 года состоялось ежегодное расширенное заседание коллегии МВД России. В нем приняли участие Президент РФ Владимир Путин и Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев. На мероприятии обсуждались итоги и результаты деятельности структурных подразделение МВД России за 2020 год и ставились задачи сотрудникам на 2022 год. Коррупция, воровство бюджетных денег, криминал среди трудовых мигрантов и преступления в сфере информационных технологий – главные злободневные проблемы, на которые система МВД РФ должна обращать особое внимание в своей повседневной работе. Речь на коллегии зашла также о социальной и правовой защите самих сотрудников МВД в регионах России. ВСЕ ПОДРОБНОСТИ о том, что именно говорил В.В.Путин и В.А.Колокольцев — читайте НИЖЕ.

В.Путин: Уважаемый Владимир Александрович! Уважаемые товарищи!

Приветствую вас на ежегодной итоговой коллегии Министерства внутренних дел.

Знаю, мы только что с Министром говорили: будет продолжение уже в современном формате – кстати говоря, достаточно удобном для того, чтобы сразу задействовать большое количество людей в разных местах. Но таковы веления времени.

Мы сегодня, как и обычно, тем не менее, обсудим результаты за прошедший период, определим, на каких приоритетных направлениях следует в дальнейшем сосредоточить усилия.

Сразу отмечу, что в 2020 году органы внутренних дел в целом успешно решали поставленные задачи. Несмотря на сложности, связанные с эпидемией коронавируса, действовали грамотно, чётко, без сбоев. Имею в виду обеспечение общественной безопасности и борьбу с преступностью, системную, целенаправленную работу по улучшению ситуации на дорогах и в миграционной сфере.

Вместе с тем граждане России ждут большей эффективности от всех уровней власти, от всех государственных ведомств, в том числе от правоохранительных.

Рассчитываю, что вы в полной мере используете свой оперативный, кадровый, технический потенциал, чтобы выйти на новые рубежи в повышении уровня безопасности людей, в обеспечении надёжной защиты их прав, свобод и собственности. И прежде всего будете более решительно, наступательно бороться с криминальной угрозой.

Да, за прошедший период увеличилось число раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений. Пресечена деятельность ряда опасных преступных группировок.

Однако по другим направлениям динамика не столь позитивная – еще раз скажу, сейчас только, по ходу движения, поговорили с Министром, – например, по преступлениям в сфере информационных технологий: за последние 6 лет их число возросло более чем в 10 раз.

Понятно, сами технологии быстро развиваются, мы за ними, к сожалению, не успеваем. Все мы хорошо понимаем при этом, что за развитием электронной торговли, за предоставлением в глобальной сети разного рода услуг, включая финансовые услуги, – за этими, конечно, будущее. Технологии здесь обновляются и меняются стремительно, но и поле для преступлений, для разного рода аферистов, к сожалению, тоже увеличивается.

Ваша задача – эффективно ответить на этот криминальный вызов, защитить граждан и добросовестный бизнес, который активно осваивает цифровое пространство. Для этого важно своевременно информировать людей о способах защиты от мошенников, повышать профессиональную подготовку и техническое оснащение органов внутренних дел. И конечно, нужно наладить более чёткое взаимодействие с банковским сообществом, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи.

В целом показатели раскрываемости кибер- и других видов преступлений должны год от года расти. Обращаю внимание – конечно, не за счёт статистики, не за счёт бумажной отчётности, а благодаря кропотливой работе «на земле». От этого зависит реализация важнейшего правового принципа – неотвратимости наказания, а значит, и вера людей в справедливость, в силу закона, в способность государства защитить безопасность человека.

Безусловно, каждое дело, ситуация, с которой вы сталкиваетесь, вы обращаете внимание на то, что нужно оказывать помощь людям, – всё это требует тщательной, детальной оперативной и юридической проработки.

Вместе с тем понимаю, что обстановка прошлого года, вызванная пандемией, затруднила возможности для проведения следственных действий, для оперативного раскрытия преступлений. Да и, как мы сейчас только отметили, характер криминальных угроз меняется. Передовые технологии затрагивают все сферы нашей жизни.

В этой связи важно проработать вопрос о включении в уголовный процесс новых форм собирания доказательств, в том числе в тех случаях, когда участники следственных действий объективно не могут явиться к месту их проведения.

Далее. Хотел бы отметить возросшую эффективность профилактики правонарушений, и в первую очередь – мы об этом постоянно говорим – в молодёжной среде. Повторю, определённые позитивные тенденции есть и здесь. Вместе с тем необходимо совместно с коллегами из других ведомств вести мониторинг интернет-пространства, активнее выявлять в сети тех, кто втягивает несовершеннолетних в противоправные действия.

Кстати, то, что несовершеннолетних втягивают и в незаконные несанкционированные уличные акции, – это, конечно, нарушение закона, и в соответствии с законом же на это нужно реагировать, обязательно.

Мы с вами, к сожалению, знаем, что такое интернет и как он используется для продвижения совершенно неприемлемого контента: для распространения детской порнографии, проституции, для доведения несовершеннолетних до самоубийств. Но кто бы и под каким бы то ни было предлогом, под каким бы то ни было «соусом» не пытался хладнокровно использовать детей для достижения своих собственных эгоистических «хорьковых» целей, мы никогда не должны забывать о том, что это наши дети, и работать нужно так, чтобы не создавать дополнительных угроз для их жизни и здоровья. Собственно, вы так и делаете, хочу вас за это поблагодарить. И прошу никогда об этом не забывать.

А то, что каждое четвертое преступление, совершённое подростками, – это тяжкое и особо тяжкое преступление – это абсолютно для всех, для всего общества тревожный сигнал. На это нужно обратить особое внимание.

В этой связи напомню, что с 1 февраля вступил в силу закон, в соответствии с которым владельцы, провайдеры соцсетей, других интернет-площадок обязаны сами выявлять и блокировать запрещённый законом контент. За невыполнение названных требований установлены серьёзные штрафы. И здесь важно обеспечить действенную правоприменительную практику, чётко разделяя свободный обмен информацией и распространение разрушительных для общества материалов.

В профилактической работе заметно возрастает роль участковых. Они должны владеть ситуацией на своей территории, чаще общаться с жителями, своевременно выявлять назревшие конфликтные ситуации, активнее работать с гражданами из так называемых групп риска. Тем более что с прошлого года участковым предоставлены дополнительные полномочия, как вы знаете, для пресечения разного рода противоправного поведения. Нужно этими полномочиями грамотно и, главное, своевременно пользоваться. В противном случае отсутствие должной реакции, халатное отношение к своим обязанностям могут обернуться трагедией.

Самое серьёзное внимание нужно уделить борьбе с экстремизмом. Прошу жёстко пресекать пропаганду национализма, ксенофобии, религиозной вражды и насилия, привлекать к ответственности провокаторов, которые сами убегают, прячутся, а если их ловят за руку – раскаиваются, а людей-то толкают на путь правонарушений.

Кроме того, на состоявшейся коллегии ФСБ уже отмечал важность задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в ходе подготовки и проведения предстоящих выборов в Государственную Думу. Конституционное право народа России свободно избирать своих представителей должно быть гарантировано и надёжно защищено.

Уважаемые товарищи!

Отдельно остановлюсь на таком ключевом направлении работы МВД как обеспечение безопасности дорожного движения.

Во многом благодаря принятым мерам за последние 7 лет на дорогах стало меньше аварий, в частности на пассажирском транспорте. И что крайне важно, последовательно сокращается смертность в результате ДТП: в прошлом году этот показатель ещё снизился практически на 5 процентов.

Прошу и дальше делать всё от вас зависящее, чтобы в ДТП было как можно меньше пострадавших. Сосредоточить усилия на обеспечении безопасности пешеходов, беспощадной борьбе с пьянством за рулём и с нарушителями скоростного режима. Эти три болевые точки, по сути, являются основными факторами смертности людей на дорогах: 27 процентов погибших – это пешеходы, почти столько же, 26,9 [процента], – от пьяниц за рулём и 23,2 процента – из-за выездов на встречную полосу.

Новым серьёзным ресурсом для повышения безопасности на дорогах стало наделение с этого года МВД полномочиями осуществлять государственный контроль за техосмотром транспортных средств.

И конечно, нужно постоянно держать в поле зрения наиболее проблемные участки автомобильных трасс, совершенствовать дорожную разметку, развивать системы дистанционного контроля автомобильного потока, эффективно работать с коллегами из федеральных ведомств и регионов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Среди ваших приоритетных задач – дальнейшая декриминализация экономики и противодействие коррупции. Нужно активнее выявлять и пресекать факты хищений бюджетных средств, в том числе выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией, жёстко реагировать на попытки создания теневых схем и незаконного вывода капитала за рубеж.

Одновременно прошу самым серьёзным образом усилить процессуальный и ведомственный контроль за обоснованностью и законностью возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательства. Проблемы здесь сохраняются. Реагировать на подобные злоупотребления нужно своевременно и жёстко, действовать в постоянном, открытом контакте с деловым сообществом.

В этой связи – о таком чувствительном для отраслей экономики, для всего общества вопросе как миграционная политика. Отмечу, что ситуация в этой сфере стала более упорядоченной и более прозрачной, повысилась эффективность законодательного регулирования. Вместе с тем и риски здесь еще сохраняются, включая проникновение криминала в среду трудовых мигрантов.

Прошу и впредь взвешенно и ответственно подходить к вопросам допуска иностранной рабочей силы в нашу страну, ориентироваться на реальные потребности отечественной экономики, защищая при этом прежде всего интересы наших граждан на рынке труда.

Вся деятельность трудовых мигрантов должна вестись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми международными стандартами. А те, кто их нарушает – имею в виду не только работников, но и работодателей – должны нести заслуженное наказание.

На новый уровень должна выйти и борьба с наркобизнесом. Да, действительно, за последние 10 лет количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков сократилось более чем на четверть – хороший показатель. А несовершеннолетних потребителей – почти на 45 процентов. Хочу поблагодарить за этот результат.

Но эти цифры не должны нас успокаивать. Поэтому надо и дальше последовательно ликвидировать подпольные производства наркотических средств и каналы наркотрафика. Должна быть усилена борьба с пропагандой наркотиков и их распространением через интернет – я уже вскользь упоминал об этом, – тем более что с 2021 года полиция наделена дополнительным правом пресекать подобные попытки.

Серьёзным подспорьем во всей этой работе служит принятая в конце прошлого года Стратегия государственной антинаркотической политики до 2030 года. Рассчитываю, что комплексное выполнение запланированных в этом документе мероприятий позволит снизить уровень наркоугрозы, а значит – сохранить здоровье и жизни многих тысяч людей.

Уважаемые участники коллегии!

За последние годы было немало сделано для материально-технического укрепления МВД. При формировании федерального бюджета на 2021–2023 годы ведомству выделены дополнительные ассигнования в объёме 21,3 миллиарда рублей, в том числе на увеличение в 2021 году фонда денежного довольствия сотрудников МВД.

Государство будет и впредь создавать достойные условия службы в органах внутренних дел, повышать уровень правовой и социальной защищённости сотрудников.

В этой связи отмечу, что, как и прежде, по всей строгости закона будут наказываться те, кто пытается помешать, тем более агрессивно воспрепятствовать работе органов внутренних дел, сотрудникам правоохранительных органов исполнять свои обязанности.

Правовые нормы, защищающие сотрудников МВД и других ведомств при выполнении ими служебных обязанностей, служебного долга, были в нашем законодательстве всегда. Недавно они усилены. Кроме того, активно прорабатывается и законопроект, направленный на защиту сотрудников правоохранительных органов и их близких от любых угроз, в том числе в соцсетях. Государство, безусловно, исполнит свой долг: безопасность людей, которые стоят на страже закона и правопорядка, а также членов их семей будет обеспечена.

В завершение хочу ещё раз поблагодарить личный состав МВД за службу. Уверен, что вы и впредь будете профессионально выполнять поставленные перед вами задачи.

От всей души желаю вам успехов.

Благодарю вас за внимание.

В.Колокольцев: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Позвольте от всего личного состава поблагодарить Вас за объективную оценку результатов нашего труда и постоянное внимание, которое Вы уделяете органам внутренних дел. Нами будут приняты все необходимые меры для выполнения поставленных Вами задач.

В 2020 году Министерство работало в сложных условиях: пандемия новой коронавирусной инфекции затронула и сферу органов внутренних дел, оказав влияние как на оперативную обстановку, так и на организацию деятельности ведомства.

С учётом потенциальных угроз и возникших дополнительных обязанностей были скорректированы соответствующие планы на федеральном и региональном уровнях. В результате принятия своевременных управленческих решений ситуацию в зоне ответственности Министерства удалось сохранить под контролем. Личный состав проявил высокий профессионализм, готовность с риском для собственного здоровья обеспечить безопасность граждан. Достаточно сказать, что коронавирусной инфекцией переболело около 80 тысяч сотрудников, или каждый восьмой.

В целом общий массив зарегистрированных в прошлом году преступлений практически не изменился. Рост тяжких составов произошёл преимущественно за счёт увеличения посягательств с использованием IT-технологий. По другим наиболее опасным видам криминальных деяний, в том числе против личных и имущественных прав граждан, наблюдается устойчивая динамика снижения.

Такая тенденция сохраняется уже на протяжении ряда лет. Если сравнить с первым послереформенным для полиции 2012 годом, то, например, количество убийств и причинений тяжкого вреда здоровью сократилось почти в два раза, а разбоев, грабежей и квартирных краж – в три, хищений транспортных средств – в четыре.

Позитивные изменения во многом являются результатом комплексной превентивной работы. При этом поставленные перед нами задачи решались в условиях возросших нагрузок, связанных в том числе со значительным некомплектом: сегодня он составляет порядка 70 тысяч человек.

О повышении уровня обеспечения законности и правопорядка в стране свидетельствуют и социологические опросы. В минувшем году улучшились такие важные показатели, как уверенность граждан в собственной безопасности, доверие к полиции, оценка эффективности принимаемых нами мер. Это подтверждается рядом независимых исследовательских организаций.

В целях концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях деятельности продолжена корректировка структурного построения органов внутренних дел. Так, для обслуживания отдалённых и труднодоступных населённых пунктов в составе региональных управлений по контролю за оборотом наркотиков созданы межрайонные отделы. В 26 субъектах перераспределена штатная численность следственных подразделений, что позволило оптимизировать нагрузку на сотрудников. Продолжена системная работа по укреплению кадрового потенциала.

Вместе с тем проблема вакансий крайне актуальна, особенно для подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с населением, прежде всего патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции. Не менее остро стоит вопрос и по линии оперативного блока.

Поступательно решаем данную задачу. Совершенствуем механизм отбора и подготовки кадров, серьёзное внимание уделяем предоставлению социальных гарантий сотрудникам и пенсионерам. За счёт внутреннего перераспределения бюджетных средств увеличены расходы на единовременные выплаты для приобретения или строительства жилья – их общий объём составил около 10 миллиардов рублей. Проиндексированы денежное довольствие и пенсии.

Приоритетным направлением работы остаётся повышение доступности и качества государственных услуг. По линии ведомства они относятся к числу наиболее востребованных. Только по итогам прошлого года их предоставлено свыше 81 миллиона. Даже в условиях карантинных мер территориальные органы Министерства не прекращали приём обращений от граждан. Доля заявлений, поданных в электронном виде, приблизилась к 80 процентам.

Актуальной задачей для себя считаем дальнейшее внедрение в сферу госуслуг современных технологий и, как следствие, снижение административных барьеров, уход от необходимости очного общения. Данные мероприятия продолжим в рамках ведомственной программы цифровой трансформации на 2021–2023 годы. В том числе прорабатываем переход на выдачу удостоверяющих документов с электронным носителем и мобильного приложения к ним как для российских, так и для иностранных граждан.

Введение ограничений, связанных с пандемией, потребовало усиления контроля за миграционными процессами. При этом Россия стала одной из немногих стран в мире, которая предусмотрела временные меры для иностранцев, не имеющих возможности вернуться на родину. В целях обеспечения законности их пребывания на территории Российской Федерации продлены сроки действия разрешительных документов. В результате свыше 3 миллионов лиц смогли урегулировать свой правовой статус.

Совместно с заинтересованными ведомствами и при поддержке зарубежных консульских учреждений были организованы вывозные авиарейсы, железнодорожные и автобусные перевозки. При непосредственном участии наших сотрудников обеспечен выезд в государства гражданской принадлежности порядка 400 тысяч человек.

Что касается контрольно-надзорной деятельности, то с учётом ограничений основной акцент был сделан на профилактической составляющей. Реализованные мероприятия позволили избежать ухудшения социальной и санитарно-эпидемиологической ситуации, в том числе в регионах с массовым пребыванием мигрантов. Не допущен рост криминальных проявлений как со стороны иностранных граждан, так и в отношении них.

Одновременно проводилась большая работа по приёму в гражданство Российской Федерации. Введение новых норм в миграционное законодательство способствовало увеличению количества лиц, которым оно было предоставлено.

Значительные силы задействовались для обеспечения правопорядка при проведении общественно-политических и иных массовых мероприятий. В числе наиболее важных – празднование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Благодаря чёткому межведомственному взаимодействию резонансных правонарушений не допущено. Считаем, что имеющийся опыт необходимо максимально эффективно использовать и в текущем году, в том числе в ходе предстоящих выборов депутатов Государственной Думы.

Отдельно остановлюсь на участии Министерства в реализации мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Координацию работы обеспечивал специально созданный оперативный штаб. Сотрудники полиции контролировали соблюдение режима самоизоляции. Ежесуточно на патрулирование улиц задействовались до 50 тысяч человек. В поле зрения находились почти 13 миллионов граждан, которым были выданы постановления об изоляции.

Органам здравоохранения оказывалось содействие в исполнении решений о принудительной госпитализации заболевших, а подразделениям Роспотребнадзора – в части контроля за лицами, прибывшим из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

В целях противодействия размещению недостоверных сведений о складывающейся ситуации осуществлялся мониторинг средств массовой информации, сетевых ресурсов и социальных сетей. В медиапространстве оперативно размещались опровержения фейковых новостей, а их авторы и распространители привлекались к ответственности.

Несколько слов относительно ведомственной медицины. Персонал наших медучреждений трудился с полной самоотдачей. На лечение больных коронавирусом, в том числе пациентов, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, был перепрофилирован клинический госпиталь в Москве. Дополнительно закуплено необходимое оборудование, а также средства индивидуальной защиты для всего личного состава.

С учётом новых реалий Министерство выстраивало и профилактическую работу. Принят ряд последовательных мер по предупреждению семейно-бытового насилия. Профильной правительственной комиссией подготовлены рекомендации для региональных органов власти, в том числе по созданию центров для оказания помощи женщинам и детям.

Основная нагрузка по обеспечению правопорядка в жилом секторе приходится на участковых уполномоченных полиции. Их силами выявлено почти 75 процентов общего числа преступлений, совершённых в быту. Всего под их наблюдением находились около 360 тысяч граждан, склонных к противоправному поведению. Активно применялся институт административного надзора в отношении лиц, освобождённых из мест лишения свободы. В значительной степени благодаря усилиям участковых сохранилась тенденция сокращения количества преступлений на бытовой почве, в том числе тяжких и особо тяжких, а также уголовно наказуемых деяний в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Министерством как одним из ключевых субъектов профилактики системно решаются вопросы предупреждения правонарушений в подростковой среде. Осуществляется взаимодействие с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Соответствующая работа проводится с родителями, которые не исполняют свои обязанности, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них негативное влияние. Комплексный подход способствовал дальнейшему снижению числа противоправных деяний в отношении несовершеннолетних и уровня подростковой преступности.

Существенную помощь сотрудникам полиции оказывают представители различных общественных формирований правоохранительной направленности. Уже на протяжении семи лет действует соответствующий федеральный закон. Граждане активно участвуют в охране общественного порядка. В прошлом году к таким мероприятиям привлекалось почти 2 миллиона человек.

Существенно расширились возможности аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Здесь мы достаточно конструктивно взаимодействуем с главами субъектов. Есть общее понимание значимости последовательного развития данного сегмента. На текущий момент в населённых пунктах функционируют 330 тысяч камер видеонаблюдения. Будем и впредь наращивать этот потенциал.

Многое сделано для снижения аварийности на дорогах. Реализован ряд инициатив по совершенствованию законодательства, в том числе дополнительно регламентированы вопросы технического осмотра. В рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в территориальные органы направлено порядка 3 тысяч технических средств контроля и 4 тысяч патрульных автомобилей.

Система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения уже включает в себя 21 тысячу комплексов. За два года их число возросло более чем в 1,5 раза. Как следствие – в местах расположения данного оборудования отмечается снижение количества происшествий, а главное, тяжести наступивших последствий.

Существенный вклад в наведение порядка на дорогах вносят и сами граждане. Благодаря поступившей от них информации пресечена 361 тысяча правонарушений, задержаны 28 тысяч водителей с признаками опьянения.

Комплексные меры позволили на 5 процентов сократить число погибших и более чем на 13 процентов – раненых в результате аварий.

Накопленный за последние годы опыт свидетельствует, что решать задачу по снижению смертности на дорогах можно даже в условиях роста автопарка. Приоритетным здесь является предупреждение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели в которых наиболее высока.

С учётом расширения горизонта планирования национальных проектов до 2030 года считаем, что в эту работу должны активнее вовлекаться органы исполнительной власти всех уровней.

А теперь что касается раскрытия и расследования преступлений.

Несмотря на объективные трудности, обусловленные ограничительными мерами, удалось сохранить результативность на этих направлениях. Всего в отчётном периоде органами внутренних дел раскрыто почти 840 тысяч преступлений, или 81 процент от оконченных расследованием всеми правоохранительными органами.

Повысилась эффективность установления лиц, виновных в причинении тяжкого вреда здоровью, в совершении убийств, разбоев, грабежей, квартирных краж. Остаток нераскрытых деяний по данным составам сократился.

Улучшилось состояние законности и качество предварительного расследования.

Продолжаем активно применять уголовно-правовую меру в виде судебного штрафа, позволяющего упростить процедуру доказывания нетяжких преступлений. С соответствующими ходатайствами в суд направлено 29,5 тысячи уголовных дел.

Первостепенное внимание уделяем преступлениям, вызвавшим широкий общественный резонанс. Значительная часть из них находится на контроле Министерства.

Больше раскрыто преступлений прошлых лет, в том числе относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Это одно из свидетельств нашего принципиального подхода к обеспечению неотвратимости наказания и восстановления прав граждан.

Сохранена наступательность в борьбе с организованной преступностью. Доказана причастность криминальных структур к совершению почти 18 тысяч противоправных посягательств. Пресечена деятельность около 10 тысяч лидеров и активных участников организованных преступных групп. Выявлено 322 факта создания преступного сообщества или участия в нём.

Например, в октябре прошлого года возбуждено уголовное дело по статье «Бандитизм» в отношении двух лидеров и шести участников устойчивой вооружённой группы. На территории Московской и Тульской областей ими совершён ряд тяжких и особо тяжких деяний, включая убийство и 11 разбойных нападений.

В преддверии Заседания расширенной ежегодной коллегии МВД России 2021 года Президент Российской Федерации В.В.Путин уже подписал Указ датой 18.02.2021 года за № 104 «О присвоении воинских званий высших офицеров, специальных званий высшего начальствующего состава и высшего специального звания». О том, будет ли реформа по оптимизации работы системы МВД России и повышение зарплаты сотрудников в марте и апреле 2021 года — читайте в материале под Указом главы государства.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О присвоении воинских званий высших офицеров, специальных званий высшего начальствующего состава и высшего специального звания

1. Присвоить воинские звания:

а) военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации:

генерал-полковника

  • Кузовлеву Сергею Юрьевичу

генерал-лейтенанта

  • Бочарову Владимиру Леонидовичу
  • Ершову Владиславу Николаевичу
  • Касперовичу Дмитрию Валерьевичу
  • Резанцеву Якову Владимировичу
  • Рубису Александру Анатольевичу

вице-адмирала

  • Вернигоре Андрею Петровичу
  • Пинчуку Сергею Михайловичу

генерал-майора

  • Балубе Владимиру Ивановичу
  • Баринову Павлу Геннадьевичу
  • Белявскому Владимиру Анатольевичу
  • Завадскому Владимиру Васильевичу
  • Мируку Константину Викторовичу
  • Никитину Игорю Валерьевичу
  • Романенкову Александру Владимировичу
  • Скурихину Роману Николаевичу
  • Тайнову Андрею Ивановичу
  • Фурманову Вадиму Анатольевичу
  • Харченко Владиславу Евгеньевичу

контр-адмирала

  • Астахову Владимиру Викторовичу
  • Ахмерову Ильдару Фердинандовичу
  • Екимову Сергею Петровичу;

б) военнослужащим Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

генерал-лейтенанта

  • Серко Алексею Михайловичу

генерал-майора

  • Гаврилюку Евгению Викторовичу
  • Лаврентьеву Руслану Николаевичу
  • Молчанову Александру Владимировичу
  • Ходатенко Евгению Николаевичу;

в) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации:

генерал-лейтенанта

  • Просянику Сергею Владимировичу

генерал-майора

  • Детковских Евгению Владимировичу
  • Кантемирову Руслану Таймуразовичу
  • Киселёву Алексею Николаевичу
  • Князеву Игорю Викторовичу.

2. Присвоить специальные звания:

а) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации:

генерал-полковника полиции

  • Шулике Виталию Дмитриевичу

генерал-майора полиции

  • Демину Дмитрию Александровичу
  • Деревянко Эдуарду Васильевичу
  • Добровольскому Александру Геннадьевичу
  • Ионову Алексею Николаевичу
  • Латунову Олегу Михайловичу
  • Соколову Алексею Владимировичу

генерал-майора внутренней службы

  • Зеленову Андрею Михайловичу
  • Терехину Сергею Николаевичу;

б) сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации:

генерал-майора полиции

  • Бурдо Александру Борисовичу
  • Дегтяреву Павлу Андреевичу
  • Шкерину Алексею Викторовичу;

в) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

генерал-лейтенанта внутренней службы

  • Дейнеке Евгению Григорьевичу

генерал-майора внутренней службы

  • Лебедеву Евгению Валерьевичу
  • Рохлину Алексею Анатольевичу
  • Скрыльникову Сергею Михайловичу
  • Титенку Игорю Валерьевичу;

г) сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний:

генерал-лейтенанта внутренней службы

  • Попето Андрею Леонидовичу

генерал-майора внутренней службы

  • Кузьмину Александру Николаевичу
  • Прокопенко Ивану Павловичу;

д) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации:

генерал-полковника таможенной службы

  • Поводу Александру Викторовичу

генерал-лейтенанта таможенной службы

  • Мавликову Альберту Вазиловичу

генерал-майора таможенной службы

  • Батютину Борису Александровичу
  • Гукову Валерию Викторовичу
  • Дьячкову Сергею Борисовичу
  • Зарембо Сергею Александровичу
  • Пирогу Сергею Николаевичу
  • Стародубцеву Константину Юрьевичу
  • Яковлеву Алексею Валерьевичу.

3. Присвоить высшее специальное звание генерал-майора юстиции сотруднику Следственного комитета Российской Федерации

  • Иванову Дмитрию Анатольевичу.

В.Путин

Москва, Кремль 18 февраля 2021 года № 104

Как сообщает газета «Известия», Президент России Владимир Путин 1 февраля 2021 года подписал указ о единовременных выплатах медикам из числа военных, сотрудников МВД и ФСИН. Величина выплаты составит 68 тыс. рублей. В целях обеспечения дополнительных государственных гарантий отдельным категориям граждан глава государства постановил осуществить выплаты тем медицинским сотрудникам указанных служб, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь заболевшим COVID-19, и тем, у кого подозрение на коронавирус. Также выплаты получат граждане, которые по долгу службы осуществляют перевозку пациентов с подтвержденным или неподтвержденным коронавирусом до места оказания помощи.

В конце февраля 2021 года Правительство РФ направило 6,424 млрд рублей на осуществление специальных социальных выплат медикам и иным служащим силовых структур, задействованным в борьбе с коронавирусной инфекцией. Средства выделены с учетом повышающих коэффициентов. Спецвыплаты были введены в ноябре 2020 года, такая поддержка будет действовать до 31 декабря 2021 года. Согласно постановлению, Минобороны РФ получит 3,5 млрд рублей, ФСБ – 1,3 млрд рублей, МВД – 1,05 млрд рублей, Росгвардия – 174,7 млн рублей. Сотрудникам ФСИН направили 204,6 млн рублей, ФСО – 45,5 млн рублей, МЧС – 14,3 млн рублей. Главное управление специальных программ Президента РФ получило 16,2 млн рублей, а Служба внешней разведки России – 7 млн рублей. Ведомствам поручено предоставить в правительство доклад о целевом и эффективном использовании денежных средств до 1 мая 2021 года, уточняет портал vademec.ru

Также, Правительство России утвердило индексацию отдельных выплат военным и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти. Соответствующее постановление, подписанное российским премьер-министром Михаилом Мишустиным. Согласно документу, исходя из уровня инфляции установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», индексация выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы, должна быть осуществлена с применением коэффициента 1,037. В постановлении отмечается, что проиндексированы будут пособия, страховые суммы для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, представителей ОВД РФ, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск Нацгвардии РФ и органов принудительного исполнения РФ. Кроме того, индексации подлежат пособия для полицейских, военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти, а также ежемесячные денежные компенсации военнослужащим. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Напомним, ранее Президент Российской Федерации Владимир Путин заверил, что оптимизацию расходов на силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не приняли. Президент Российской Федерации Владимир Путин заверил, что оптимизацию расходов на силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не приняли. Никаких решений о сокращении финансирования Минобороны России, МВД России и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. «Никаких решений пока у нас не планируется, мы не планируем ни сокращение, ни увеличение каких-то сроков чего-то.  Это просто одно из предложений министерства финансов, оно пока до меня даже не дошло. Это все дискуссии внутри правительственных ведомств между собой», — сказал Путин на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай».

Вместе с тем, по данным газеты «Известия», в Москве уже одобрили проведение реформы полиции, а сокращения сотрудников столичного ГУВД пройдут в нескольких подразделениях и окружных отделах. Подписан указ о создании в ГУ МВД по Москве специальных полков полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в них на аналогичные должности перейдут сотрудники 1-го и 2-го оперативных полков. Штатная реорганизация затронет только руководящий состав. Кроме того, согласно указу, сокращения пройдут в управлениях по борьбе с экономическими преступлениями и с оборотом наркотических средств, а также в управлении по охране общественного порядка. Усиление полков полиции необходимо для того, чтобы МВД могло без посторонней помощи обеспечивать порядок на массовых мероприятиях в городе, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Специальные полки полиции в Москве начинают свою деятельность уже 11 января 2021 года — соответствующий указ подписан, документ имеется в распоряжении «Известий». В нем отмечается, что сотрудников 1-го и 2-го оперативных полков полиции переведут на аналогичные должности в новые подразделения. Исключением станут командиры полков, батальонов, а также их заместители. Кроме того, указ столичного главка предписывает провести штатные изменения в управлениях по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП), с оборотом наркотических средств и по охране общественного порядка, а также в оперативных подразделениях. Сокращения затронут как городские управления, так и их окружные отделы. Согласно документу, управление по охране общественного порядка лишится 18 инспекторов, а оперативное — троих.

В управлениях БЭП сократить планируется ставку старшего специалиста по работе с личным составом, четырех сотрудников из отдела документальных исследований и по одному старшему оперуполномоченному в трех отделах — по агентурно-оперативной работе, контролю и рассмотрению обращений граждан и по борьбе с преступлениями в банковской сфере. Куда будут направлены высвободившиеся сотрудники, в указе не обозначается.

В рамках предстоящей реорганизации ГУ МВД по Москве планирует сократить значительное число сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Такое решение принято в рамках исполнения приказа МВД от 16 сентября, и в настоящее время ведется подготовка к реорганизации 1-го и 2-го оперативных полков полиции в специальные полки полиции (СПП). Численность новых подразделений увеличится на 500 человек за счет освободившихся сотрудников отделов БЕП. Кроме того, в рамках реорганизации ожидается ликвидация Инженерно-саперного центра как самостоятельной единицы — его функции передадут СПП, рассказал источник «Известий», знакомый с ситуацией. Поэтому в новом подразделении появятся такие должности, как старший сапер, старший инженер и юрисконсульт, а также ветеринарный врач, инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке, младший специалист по пожарной безопасности.

Необходимость в реорганизации подразделений МВД назрела давно. Главной причиной стало увеличение числа сотрудников, по факту не работающих на благо охраны общественного порядка, но пользующихся всеми преимуществами полицейских, считают опрошенные «Известиями» эксперты. — За последние годы система МВД обросла лишними подразделениями. При этом на их деятельность затрачиваются колоссальные средства. И сейчас именно эти «наросты» надо реформировать, а высвободившиеся деньги направить на социальную и правовую защиту полицейских, повышение заработной платы, обеспечение их жильем, — сказал «Известиям» директор благотворительного учреждения «Право и порядок», полковник запаса МВД Олег Иванников.

К числу таких подразделений эксперты относят так называемых штабных сотрудников (кадровиков, бухгалтеров, психологов, журналистов), а также научно-технические подразделения, связанные с переподготовкой личного состава. — Патрульный полицейский или инспектор ДПС ежедневно несут свою службу на улице, в грязи, теряют свое здоровье, поэтому уходят на пенсию через 20 лет. И точно также по выслуге лет уходят те, кто всё время просидел в кабинетах. А почему? У них-то какое здоровье потерялось? Поэтому таких сотрудников либо нужно привлекать к основной полицейской деятельности, либо переводить в статус госслужащего, — заявил «Известиям» начальник юротдела Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков.

По его словам, закон о полиции предусматривает защиту граждан, общественного порядка, и именно оперативные полки выполняют эти функции при проведении массовых мероприятий – как спортивных, так и политических. Поэтому усиливается и увеличивается штат именно этих подразделений, чтобы МВД могли справляться своими силами, без привлечения Росгвардии, считает Игорь Гришаков.

Так как столица — лицо России, то и реорганизацию решили начать именно с московской полиции, а потом по ее примеру подтянутся регионы, уверен эксперт. Однако, прежде чем начать реформу, на местах необходимо решить ряд кадровых проблем. — В регионах такая реорганизация не проводится по причине нехватки кадров. В отличие от столицы там складывается другая ситуация — один сотрудник может выполнять функции троих. Например, участковый может быть и следователем, и дознавателем. В регионах другая проблема — слишком раздутый руководящий штат. Начальников столько же, как и в Москве, а подчиненных в десятки раз меньше, — подчеркнул Игорь Гришаков.

В настоящее время еще одной главной задачей МВД стала борьба с преступлениями в сфере высоких технологий, для выполнения которой также потребуются силы спецполков полиции, отметил Олег Иванников. — Меняется и подход к решению поставленных задач. Уверен, что сотрудники специальных полков пройдут переобучение и станут еще более качественно нести свою службу. Реорганизация обязательно затронет все подразделения, задействованные в охране общественной безопасности. Правоохранительным органам сейчас очень необходима комплексная реформа, — пояснил эксперт.

По его мнению, сейчас МВД нужно сделать сильный рывок, чтобы перезапустить систему и сделать ее более качественной и полезной для современного общества. А тот комплекс мер, который позволит усилить спецполки специалистами других подразделений, внедрить технологические возможности, приведет к результативным переменам.

В свою очередь, МВД России и Минобороны России категорически против предложений Минфина о сокращении штатной численности министерств, передачи части функций гражданским ведомствам и объединения МВД, ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС). Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на источник. «МВД категорически отвергает предложения Министерства финансов РФ», говорится в сообщении- комментарии силового ведомства. Напомним, что 15 октября 2020 года за подписью Первого заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Юрия Аверьянова было направлено письмо Первому заместителю Министра внутренних дел РФ Александру Горовому о рассмотрении проекта Министерства финансов РФ по оптимизации расходов силовых ведомств. Если верить, что это не фейк, то ответ МВД России в Совбез России на предложение Минфина России должен был быть до 20 октября 2020 года. Однако, как сообщает портал «Фонтанка. Ру», это не первая идея Минфина реформировать госаппарат. Ранее выдвигались и другие идеи — например, подвести под единоначалие службу внешней разведки, федеральную службу охраны и федеральную службу безопасности. Пока предложения Министра финансов РФ Антона Силуанова сократить траты на силовиков не находили поддержку в Кремле.

По информации газеты «Известия», Минфин предлагает следующее: сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу; передать координацию программы по переселению соотечественников в Минтруд, а контрольно-разрешительные функции в сфере легального оборота наркотиков — в Минздрав; оптимизировать управленческий аппарат за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных по принципу «елочки»; создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения «силового блока» для централизации финансово-хозяйственной деятельности; создать на основе МВД единый правоохранительный орган, включающий в себя функции и задачи Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) с одновременным сокращением численности; увеличить срок носки вещевого имущества; установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%); исключить из законодательной нормы обязательную индексацию «военных» пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции; увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, не включая при этом срок учебы.

Источник «Известий», близкий к администрации президента, подтвердил наличие таких предложений Минфина. Подтвердил их и собеседник в Минобороны, куда тоже поступало письмо. Опрошенные «Известиями» эксперты связали предложения Министерства финансов с желанием сберечь бюджетные деньги.

Оптимизация структуры правоохранительных органов поможет сэкономить порядка 20 млрд рублей из казны ежегодно — это 3% отведенной на их содержание суммы, оценил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Впрочем, он отметил, что цели выгадать значительную сумму денег, по всей видимости, не стояло: в этом случае предложили бы сократить больше чем 10% сотрудников. — С точки зрения кадровой политики такие сокращения незначительны: ведь они произойдут в первую очередь за счет вакансий. А руководители зачастую держат свободными 10–15% мест как раз на случай кризиса, чтобы не пришлось «резать по живому», — отметил эксперт.

Законопроект о бюджете на 2021 год предусматривает выделение 2,4 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В плане на 2022 год эти расходы могут сократиться на 46 млрд рублей, в 2023 году — на 12 млрд рублей.

Самый большой бюджет — у органов внутренних дел, им предлагается выделить более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей — в 2022-м и 762 млрд рублей — в 2023-м. Остальные средства предусмотрены на прокуратуру, Росгвардию, органы юстиции и другие силовые ведомства.

Предложения Минфина направлены в первую очередь на то, чтобы сэкономить на правоохранительной деятельности, и этой цели достичь однозначно удастся, уверен замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Например, та же ФСИН еще 20 лет назад входила в структуру МВД, напомнил эксперт. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми.

Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».

Впрочем, Александр Хуруджи отметил, что оптимизация не должна повлиять на реализацию правоохранительными органами их главной функции — поддержания общественного порядка. Он добавил, что под сокращение ни в коем случае не должна попасть система участковых, так как они находятся на передовой и от их работы напрямую зависит безопасность граждан.

Если говорить о зарплатах сотрудников, то, как сообщает агентство ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе.

В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей.

По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.

Бюджеты СК и прокуратуры

Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.

Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.

На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.

На изменение расходов в 2023 году повлияло увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение участия прокуроров в заседаниях кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, на оплату труда работников бюджетных учреждений. Уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на ряд закупок.

По информации ИА «REGNUM», предложение Минфина России о том, чтобы провести реформу МВД с сокращением числа сотрудников и созданием единого органа для ФСИН, ГФС и ФССП на основе МВД, вызвало бурное обсуждение среди пользователей интернета. Граждане поделились мнением в сервисе «Яндекс.Новости».

»Многих заслуженных, принимающих участие в горячих точках, становившихся на пути вооруженных бандитов оперативников коробит вопрос наличия в органах множества лиц в погонах с большими звездами, которые из кабинетов всю так называемую службу не выходили, воюют с бумажками и получают ордена, медали очередные звания и должности. Вопрос: почему эту категорию не перевести в гражданский персонал, как это сделали в МЧС?» — задаётся вопросом пользователь под псевдонимом «Цезарь».

Некоторые комментаторы упрекнули Минфин в том, что абстрактное «сокращение» сотрудников может привести к еще меньшему количеству полицейских, патрулирующих улицы городов. Они призывают сократить руководящий состав, а обычных полицейских, которые «соприкасаются с населением», наоборот, увеличить. «Всё возвращается на круги своя. Вот только про очередное сокращение уже страшно читать. Видимо авторы проекта не знают, что на улицах городов и поселков практически исчезли полицейские патрули, особенно в небольших муниципалитетах», — пишет Сергей А.

Часть пользователей принялась перечислять, что необходимо изменить в существующей системе МВД. Они, уверены, что сокращение можно заменить на перевод части отделов на гражданскую службу. «Реформу нужно начинать с сокращения руководящих должностей в главных управлениях и в их подразделениях. Перевести на гражданку такие службы как: штабы, кадры, тыл, пресс-службы, информационные центры. В результате, из них сбегут многие руководители. Их и сокращать не придётся. Совет ветеранов переориентировать на передачу опыта молодёжи и помощи ветеранам МВД, а не только на содержание музеев», — считает Наталья.

Нашлись и те, кто призвал вновь изменить название полиции. Вместо возвращения к милиции граждане советуют взять опыт иностранных государств и создать жандармерию. Кроме того, вновь и вновь звучит призыв сократить руководящий состав МВД и ни в коем случае не трогать простых сотрудников полиции. «То милиция, то полиция! Чего они там мудрят! ФСИН тоже уже была в составе МВД. Создайте «жандармерию» и введите туда все структуры, как подразделения. И всё будет хорошо! А штаты надо сокращать с управления, потому что на улицах полицейских днём с огнём не найдёшь и даже не докричишься! Куда же ещё сокращать сотрудников, которых и так не хватает для обеспечения элементарного порядка на улицах городов? Не говоря уже о посёлках!» — написал Валерий И.

Бывшие сотрудники МВД и других силовых органов получают пенсии по тем же правилам, что и военные пенсионеры. Каждый год их пенсии повышаются, не станет исключением и 2021 год. Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» объясняет, как рассчитываются пенсии этой категории пенсионеров, когда и на сколько их поднимут.

Пенсия по выслуге лет в системе МВД

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

Пенсии по смешанному стажу

Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

  • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
  • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
  • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.

И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).

Повышение пенсий бывшим сотрудникам МВД

Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:

  • повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
  • увеличение понижающего коэффициента.

В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.

О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?

Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.

Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.

Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.

На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.

Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2018 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.

Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2019 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).

Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.

С Росгвардией дело обстоит принципиально иначе. Надбавки распространяются только на тех, кто участвует в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Кроме того, надбавки не полагаются военнослужащим срочной службы, если они не носят званий полиции (подавляющее большинство сотрудников Росгвардии носит звания внутренней службы). Это дает всем сотрудникам Росгвардии ложный и опасный сигнал. Получается, что охрана общественного порядка в ходе массовых мероприятий – это не часть обычной работы Росгвардии (включая приданный ей ОМОН), а нечто, за что необходимо выплачивать дополнительные деньги. Это при том, что в федеральном законе о Росгвардии пункт «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности» в списке ее задач идет первым. Чем же тогда должна заниматься Росгвардия за основную зарплату?

Однако есть еще одна общая (и проблемная) черта обоих постановлений. Это форма увеличения зарплат. Вместо простого увеличения окладов это надбавка, порядок назначения которой определяется ведомством и, можно ручаться, будет предполагать: а) различные оговорки и б) дискрецию начальства по определению ее размера. Казалось бы, что здесь плохого? Гибкая система материального стимулирования – очень удобный инструмент управления. Однако это так до тех пор, пока мы говорим о небольших коллективах и свободном рынке труда. Там, где речь идет об огромных унифицированных структурах и о службе, существенно отличающейся по своим условиям от обычной работы, такой подход опасен. В зарплате военнослужащего размер вариативной части должен быть невелик, а назначение или снятие таких надбавок – прозрачным (за выслугу лет, за воинское звание и т. д.). В противном случае вероятность начальственного волюнтаризма очень высока, особенно на низовом уровне.

Российская система выплат полицейским и военнослужащим и так далека от идеала прозрачности и дает большие возможности низовым руководителям. Вводимое же дополнение только увеличивает эти возможности. Система надбавок – едва ли не главная причина недовольства низовых сотрудников полиции и, насколько можно судить, важнейший источник конфликтов внутри правоохранительных органов. Сделан политический жест, который мог принести объективную пользу жителям столиц, повысив качество полицейских кадров. Однако сделан он таким образом, что возникли все возможные неприятные последствия. Оппозиционно настроенная общественность активно комментировала «премии за избиения». Росгвардии дан странный сигнал, что работа на массовых мероприятиях требует надбавки. И без того разбалансированная система оплаты труда в полиции расшатана еще больше. Созданы дополнительные поводы для недовольства и конфликтов внутри системы, анализирует ситуацию в системе МВД ассоциированный профессор социологии права им. С.А. Муромцева и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Согласно заложенному в Российской Федерации на плановый период 2021-2022 года федеральному бюджету финансирование МВД России превысит 1 трлн рублей и будет сопоставимо с бюджетом МВД 2016 года, до образования Росгвардии: тогда он также превышал 1 трлн рублей. В 2021 году на МВД России и деятельность структурных подразделений этого ведомства предусмотрено средств в размере свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м — почти 790 млрд рублей.

МВД и его подразделения – это достаточно громоздкая структура, при которой большинство служб, отделов и управлений не участвует непосредственно ни в охране общественного порядка, ни в борьбе с преступниками. Реформа позволит перевести некоторые подразделения в другие подведомственные структуры. В результате произойдёт сокращение штатов.

Руководство московской полиции уже сегодня предлагает ликвидировать в составе центрального аппарата оперативно-розыскные подразделения и освободившийся штат направить в райотделы полиции на усиление.

Реорганизация предполагается и в Московском уголовном розыске. Как считает председатель Московского профсоюза полиции М. Пашкин, уголовный розыск уже давно нуждается в реорганизации.

Предполагается, что в 2020-2024 годах произойдёт изменение и самой  системы, которая включает в себя и другие силовые ведомства. Возможно произойдёт объединение ГИБДД и патрульно-постовой службы, что кажется вполне логичным и сэкономит средства.

МЧС может войти в систему МВД на правах достаточно самостоятельной единицы. Здесь, безусловно, будет не всё так гладко, поскольку МЧС изначально создавалось почти с «нуля».  Люди и руководители привыкли к самостоятельности, да и их деятельность довольно далека от охраны общественного порядка или борьбы с преступностью.

Немало должностей, которые сегодня аттестуются, переведут на гражданскую службу.

Одним из первых шагов нового правительства стало повышение оклада сотрудников МВД, Росгвардии и военных, которые работают в столице, Санкт-Петербурге и соответственно в Московской и Ленинградской областях. Надбавка составила 100 процентов от оклада, что, конечно, весьма существенно. Возможно, какие-то надбавки получат и силовики в других регионах. В 2021 году Минфином предусмотрено выделение средств на МВД  в 2021-ом году в размере почти 766 млрд рублей, а уже через год, в 2022-ом почти на тридцать млрд больше.

Стоит иметь ввиду, что свои коррективы внесет и инфляция, которая прогнозируется на уровне 4 процента. Правоохранители, следовательно, могут рассчитывать на индексацию именно на эти 4%. Не забудем и о региональных надбавках, о тех же северных.

Если говорить о структуре оклада полицейского, то она выглядит примерно так:

региональный коэффициент;

квалификация;

надбавка за образование;

различные доплаты за риск, ненормированный рабочий день и т.п..

Сегодня, чтобы завершить службу с льготной пенсией по выслуге, надо проработать немалый срок – два десятилетия. Это сегодня, но уже завтра, как поговаривают, выслуга может подняться до 25 лет. Как считают, слишком много у нас уже молодых пенсионеров, ведь сотрудник МВД может выйти на пенсию по выслуге уже в 45.

Много разговоров и о такой форме, как предоставление силовикам приличного выходного пособия вместо пенсии. К этому есть основания, поскольку на пенсию сотрудники выходят достаточно молодыми и им еще можно немало лет проработать на гражданке. Запас средств из выходного пособия позволит спокойно поменять профессию и продолжить работать. Какова здесь экономия? Примерно 700 миллиардов рублей в год. Но пока эта тема в порядке обсуждения и вряд ли что-то измениться в 2021 году.

Если говорить и повышении пенсионных выплат, разаттестации внутренней службы МВД, повышении выслуги лет, зарплаты и окладов сотрудников, то это скорее всего произойдёт в 2021 году – предполагается поднять сумму ассигнований до 240 млрд рублей.

Указанная информация касается структурных подразделений системы МВД РФ из всех регионах России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

 

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

admin

Комментарии: 0Публикации: 4707Регистрация: 27-12-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля