Мы живем в небольшом, но уютном зеленом городке под названием Шарья, расположенном на берегу реки Ветлуга в Костромской области. Ее живописные берега, дубравы, рощи, песчаные пляжи и старицы привлекают и в настоящее время много туристов, а каждая улица города имеет свою историю…
Исходя из того, что сегодня в России важнейшей нравственной ценностью является возрождение чувства патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств, знакомить с историей и культурой родного города необходимо начинать с детского сада. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к малой Родине, чувства патриотизма и гражданственности. Тут на помощь приходим мы, воспитатели детского сада.
Получив инструмент «образовательный туризм», как технологию, было принято решение внедрить данную технологию в организацию образовательного процесса МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик»» городского округа город Шарья Костромской области. Необходимо было найти такие места, где дети были бы активными участниками образовательного процесса, действовали, трогали, решали задачи, делали открытия.
В результате мы получили систему, которая имеет непосредственную привязку к названию нашего дошкольного учреждения: «Образовательные приключения Буратино или золотой ключик знаний».
Наша цель состоит в том, чтобы объединить усилия детского сада и семьи для того, чтобы как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своего города и всей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; сформировать чувство гордости за достижения жителей города, интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Идея нашей разработки — разбить все экскурсии по направлениям, но обязательно с учетом образовательных областей, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Система образовательного туризма включает в себя семь образовательных туров, представленных семью цветами радуги, и 16 образовательных маршрутов. Каждый тур имеет свое уникальное наименование. Например, маршрут оранжевого цвета «Безопасная дорога Буратино» включает в себя маршруты к регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам, в пожарную часть, «Альянс-авто» , а маршрут синего цвета «Театр Карабаса Барабаса» позволяет посетить центры досуга и театр кукол, музыкальную школу и дом культуры. Более подробно можно посмотреть на информационном ресурсе нашего образовательного туризма https://mdoudetsad7.wixsite.com/obr-turizm-ru.
Маршруты постоянно пополняются в зависимости от интереса и познавательных потребностей детей, а также в случае изменения инфраструктуры города, появления новых объектов, доступных для посещения детьми дошкольного возраста.
Каждое путешествие начинается с подготовительной работы. Воспитатели и родители заранее знакомят детей с объектом посещения, рассматривают его внешний вид, особенности. Более детально дети узнают об объекте, посетив и рассмотрев его изнутри, подействовав с предметами в рамках интерактивных занятий. В процессе пешей прогулки до объекта дети получают информацию о названиях улиц, по которым идут.
В организации образовательных маршрутов активно участвуют родители воспитанников.