Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. О механизмах повышения зарплаты госслужащих (включая муниципальных служащих) читайте ниже.
«Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 октября 2019 г. на 4,3 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений», — говорится в распоряжении правительства.
Рост оклада для госслужащих (муниципальных служащих) с 1 октября 2019 года сможет уменьшить влияние негативных экономических факторов на благосостояние россиян. Зарплаты тех работников, которые трудятся в частных организациях, тоже повысятся в 2019 году. Системы расчета заработных плат не регламентируются государством. Тем не менее, большинство компаний проводят индексацию и учитывают рост цен в стране. Зато размер оклада в финансируемых из бюджета РФ организациях и учреждениях контролируется на законодательном уровне.
Так, согласно статье 134 Трудового кодекса России, оплата работы обязана расти в соответствии с влиянием инфляции на цены товаров и услуг. В Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального бюджета до 2021 года. Из документа стало известно, как изменятся заработные платы бюджетников не только в 2019 году, но и в последующих. Например, в 2020 году работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.
Минфин уже анонсировал программу повышения зарплат чиновникам. Правда, в ведомстве первого вице-премьера Антона Силуанова это называют реформой госслужбы, которая должна привести к сокращению количества чиновников.
В следующем, 2020 году, власти начнут масштабную реформу государственной службы, рассказала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на очередной коллегии казначейства. По ее словам, в 2020 году число сотрудников территориальных органов власти планируется сократить на 5%, а в 2021-м – еще на 10%. За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата.
Вся реформа задумана для повышения зарплаты госслужащих, включая муниципальных служащих. «Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда», – пояснила Нестеренко, подчеркнув, что размер фонда оплаты труда (ФОТ) при этом не изменится. Она заявила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. По словам Нестеренко, планируется поднять постоянную часть оплаты труда госслужащих до 60% от ФОТ, снизив плавающую стимулирующую часть до 40%. Как отметила замминистра, «сейчас эта пирамида перевернута».
На фоне падающих пятый год подряд доходов населения, которым не помогли даже вливания бюджетникам в рамках реализации предыдущих майских указов президента Владимира Путина, и продления на пять лет пенсионного возраста, что власти объясняли трудностями с пополнением бюджета, планы повышения довольствия чиновников, мягко говоря, могут вызвать недоумение общественности.
Зарплаты чиновников резко ушли в отрыв от средних по экономике еще в начале нынешнего десятилетия. В 2013 году зарплата чиновников росла втрое быстрее, чем у остального населения, и таким образом разрыв в доходах госслужащих и среднего россиянина впервые стал почти трехкратным, сообщает «Независимая Газета».
При этом власти постоянно говорили о том, что повышение зарплат чиновникам будет сопровождаться сокращением их числа. Еще в 2002 году Владимир Путин говорил о необходимости создания «эффективного, компактного и работающего» госаппарата, в 2003 году стартовала административная реформа, тогда общее количество чиновников составляло 1,3 млн человек. Летом 2018 года Минфин сообщал, что впервые с 2014 года их количество выросло на 5,2 тыс. человек, но в стране опять около 1,3 млн сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов.
Процесс ускоренного повышения оплаты труда чиновников начался в 2012 году, а в 2014 году резко, до 250 тыс. руб., выросли зарплаты министров, депутатов Госдумы. Средняя зарплата гражданских служащих в федеральных органах власти в том году составила 109,1 тыс. руб.
С учетом того, что средняя зарплата по экономике в том году составляла 32,6 тыс. руб., получалось, что у чиновников зарплата в 3,3 раза больше. По данным Росстата за 2016 год, средняя зарплата федеральных служащих составила 115,7 тыс. руб., а региональных – 45 тыс. руб.
В сентябре 2018 года стало известно, что российским чиновникам опять резко повысят зарплату. По информации СМИ, в 2019 году на это предполагалось выделить 138,6 млрд руб., в 2020-м – 208,9 млрд, в 2021-м – 284,4 млрд. Ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагал до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. По его расчетам, сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тыс. населения, а стоимость госуправления составляет 2,8 тыс. руб. в год на гражданина.
Эксперты по-разному оценивают «конкурентоспособность» зарплат российских чиновников, и отношение к росту их благосостояния тоже практически диаметральное. От мнения сократить количество и, значит, бюджетные расходы на них в разы до необходимости рассмотреть западные образцы.
Ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова считает, что под конкурентным уровнем зарплат для чиновников подразумевается необходимость сопоставлять их с уровнем оплаты труда по аналогичным должностям в частном секторе. «Если сравнивать даже по группам должностей (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты), то в территориальных органах уровень оплаты труда госслужащих неконкурентоспособен, в центральных аппаратах средний уровень оплаты труда специалистов на госслужбе также ниже, чем для специалистов в Москве», – сказала она «НГ».
По данным Росстата, в 2018 году среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах составила 126,6 тыс. руб. (рост на 5,4% по сравнению с 2017 годом). Ведомство отмечает, что в 49 федеральных министерствах, службах, агентствах (73,1% от их общего числа) уровень зарплаты был ниже, чем в среднем по экономике города Москвы (105,0 тыс. руб.).
«По ряду позиций, допускающих возможность межстрановых сопоставлений зарплатных доходов, российская государственная служба проигрывает государственным бюрократиям развитых стран, – продолжает Добролюбова. – Например, в 2015 году в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среднегодовая оплата труда таможенного инспектора превышала ВВП на душу населения в 1,6 раза, налоговых инспекторов – в 1,7 раза. Для России эти соотношения существенно ниже: 0,89 для служащих таможенных органов и 0,98 – налоговых органов».
«Мы здесь видим борьбу за качество людей, которые продолжат работу на чиновничьих должностях. Их уровень зарплат и должен быть выше среднего по региону, и если зарплату им постоянно не подтягивать, то у самых способных из чиновников и будет постоянно побудительный мотив сменить сферу деятельности – например, поискать работу в частной компании, где может быть стабильности меньше, но материальных перспектив больше», – поддерживает меру Минфина шеф-аналитик компании «TелеТрейд» Петр Пушкарев. По его мнению, повышение зарплаты госчиновникам – это гораздо более конкретный, чем митинги на улицах, путь борьбы если не с коррупцией в действительно крупных размерах, с откатами, то хотя бы с ежедневной рутинной, что называется, мелкой коррупционной составляющей, попыткой вымогать деньги или «подарки» у посетителей за решение сравнительно простых вопросов – чтобы «компенсировать» свои не успевающие за инфляцией легальные доходы, получаемые от государства.
Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, однако, считает, что сравнение зарплат наших чиновников с их коллегами в США и Западной Европе некорректно. «Тогда придется сравнивать и результаты их труда, причем выраженные в конкретных цифрах роста экономики и улучшения качества жизни населения», – сказал «НГ» Коренев. По его мнению, сокращение численности аппарата чиновников – мера полезная, но проводить ее надо гораздо радикальнее. «Сокращать надо бы не на 10%, а в разы (хотя бы по примеру тех же западных коллег, на зарплаты которых у нас так любят ссылаться законодатели). Но есть опасение, что сократят, как обычно, уборщиц и буфетчиц», – говорит эксперт.
Эксперты также оживленно обсуждают и «переворот» пирамиды «плавающей» и гарантированной части оплаты труда чиновников. На фоне введения коэффициентов эффективности и разговоров о необходимости внедрить проектные методы работы, переход на меньшие «плавающие» выплаты выглядит как нонсенс, ведь постоянную часть чиновник получает грубо говоря «за посещение офиса».
«Происходящее в кулуарах, комитетах и головах наших законодателей для меня полная загадка, – говорит в связи с этим Коренев. – Озвучиваются одни темы, затем другие, противоречащие первым, затем третьи, корректирующие две первых, затем начинается практическая реализация, не имеющая ничего общего с тем, что озвучивалось ранее и т.д. Создается ощущение, что какой-то строго выверенной и продуманной стратегии попросту нет – большинство решений принимается спонтанно, без согласования между собой, без оценки влияния последствий на различные сегменты экономики и разработки механизмов реализации. Трудно комментировать такие вещи».
Елена Добролюбова поясняет, что стимулирующая часть снижается не радикально. «Согласно исследованиям РАНХиГС, доля переменной части оплаты в территориальных органах федеральных ведомств составляет 38% ФОТ, а в центральных аппаратах – 48%. При этом до сих пор не издан единый нормативный акт о премировании и ином материальном стимулировании госслужащих. Порядок, объем, периодичность премирования и начисления стимулирующих выплат отнесены к дискреционным полномочиям федеральных государственных органов: каждое ведомство регулирует эти вопросы самостоятельно.
В большинстве органов власти (за исключением Федерального казначейства, ФНС России и некоторых других) отсутствует жесткая привязка размеров премий к показателям результативности деятельности. А недостижение целей и ожидаемых результатов деятельности органа не является поводом к снижению (или невыплате) премий для его служащих. Отсутствует и ограничение по размеру премий в законодательстве о государственной службе. Рост уровня гарантированной оплаты труда позволит снизить влияние усмотрения руководителей на уровень оплаты труда, сделает ее более прозрачной для госслужащих», – говорит Добролюбова.
«Судя по всему, «плавающая» стимулирующая часть зарплат чиновников – это их премия. То, что им раньше могли и не платить, премируя только за «коэффициент полезного действия», теперь они просто перенесут в свои ежемесячные оклады, – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. – Я бы привязал уровень зарплаты чиновников к уровню средней по стране и не повышал её до тех пор, пока не будет достигнут уровень ВВП как, например, в Китае. Наверное, им очень хочется получать зарплату как в Европе или выше, но на всех чиновников уже того фонда оплаты труда, который есть на сегодня, явно не хватает и поэтому преследуют две цели – снизить поголовье чиновников (с помпой показывая всему народу, что тем самым власти борются за качество чиновничьего аппарата), ну и «перепилить» свой же собственный ведомственный ФОТ». Возникает вопрос, а зачем это нам всем надо, при том уровне численности и общем поголовье аппарата, всех наших «слуг народа» и так хватает с избытком, а снижение на 15% в течение двух лет кардинально ситуацию не изменит. Я бы предложил всех их приравнять к средней заработной плате по стране, а ещё лучше к прожиточному минимуму, ведь «макарошки не дорожают». И пусть сидят себе и в Совете Федерации, и в Государственной Думе и в поселковых советах по стране, и думают, а главное делают, то от чего жизнь среднестатистического россиянина становится лучше».
В любом случае, в 2020 году зарплата госслужащих (включая муниципальных служащих) из всех субъектов РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – станет значительно больше.