Что такое маркетплейс: отличия B2B от B2C

Маркетплейс — это электронная торговая площадка, где множество различных продавцов выставляют свои товары на общую витрину. По такому принципу работают известные площадки для электронной коммерции Amazon, AliExpress, eBay, Ozon.

Классический маркетплейс (e-commerce marketplace) — это торговая площадка, примером которой может служить платформа РУмаркет. Здесь свои товары размещают сторонние продавцы. Покупатели приходят на такую площадку, поскольку она предлагает наиболее широкий ассортимент товаров от различных продавцов. Покупатель оформляет заказ, поставщик подтверждает наличие товара внутри своего кабинета в маркетплейсе, далее покупатель получает информацию об отправке и ждет доставку заказа.

Ecommerce-маркетплейс — это площадка, где сделка совершается внутри платформы, выступающей гарантом честности и прозрачности сделки. Такие маркетплейсы бывают двух типов: b2b и b2c. Существует и комбинированная модель, но как правило, их разделяют. Это связано с тем, что в b2c цены для всех клиентов одинаковы, а в b2b закупщикам предлагаются индивидуальные цены, скидки и даже ассортимент.

B2C-маркетплейс: особенности

Преимущество b2c-маркетплейса — возможность агрегировать не только товары, но и услуги, купоны, промокоды и другие предложения для розничных покупателей. Однако у него довольно длительная окупаемость: нужны большие вложения в развитие бренда, чтобы популяризировать площадку.

B2C-маркетплейс зарабатывает на комиссии. Когда продавцы и покупатели начинают приходить не через платный трафик или контекстную рекламу, а напрямую органически — тогда сервис становится прибыльным.

Основная сложность в b2c-маркетплейсах — быстрое наполнение каталога продукции, когда у поставщиков есть только прайсы. Для менеджеров крупных оптовых компаний закупка продукции по прайсам не представляет проблемы: чаще всего они хорошо знают свой товар и делают заказ по артикулам. Однако для ритейла нужен хороший контент — каталог с подробным описанием и качественными изображениями товаров.

В маркетплейсах, которые продают бытовую технику, электронику, автотовары, быстрое создание такого каталога в системе происходит через Product Matching. Для каждой позиции создается универсальная, эталонная карточка товара, которая имеет подробные характеристики, описание, изображения, и привязывается к позиции из прайса по нескольким ключевым параметрам.

Хотя Product Matching упрощает загрузку товаров для продавцов, реализовать его сложно технически. К тому же ассортимент товаров во многих отраслях довольно быстро обновляется, ежегодно появляется новая продукция, поэтому под нее нужно создавать новые эталонные карточки. При этом даже проработанный Product Matching будет работать максимум процентов на 80. Поэтому разработка b2c-маркетплейса — сложное и дорогое решение.

B2B-маркетплейс: что это

B2B-маркетплейс имеет ту же логику и функции, что и модель b2c, только здесь юрлица покупают у юрлиц. Сделка на такой платформе тоже может проводиться внутри площадки, однако такие решения встречаются редко. Это объясняется тем, что у всех закупщиков разные условия сотрудничества с поставщиком, и реализовать эти принципы работы через одну площадку очень сложно.

Такие проекты есть среди кейсов Agora.ru, но они отраслевые и не распространяются на все товарные группы. Как правило, через подобный маркетплейс продаются однотипные товары — только шины, только подшипники или только сельскохозяйственная продукция.

Для одной отрасли нетрудно реализовать решения со специальными условиями и системами скидок для разных клиентов: проблемы начинаются там, где пытаются внедрить единое решение для различных отраслей. В каждой отрасли будут свои характеристики продукции (и соответственно, возникнет сложность с созданием карточки товара), свое ранжирование ассортимента, свое ценообразование, свои условия оформления и отгрузки заказа. Поэтому попытка создать единую схему работы b2b-маркетплейса для различных отраслей в России заканчивается на этапе стартапа: успешных кейсов таких решений пока нет.

B2B-маркетплейс зарабатывает на комиссии, на продвижении товара в топ либо на продаже какого-то специального размещения.

 

Автор публикации

не в сети 12 часов

admin

Комментарии: 0Публикации: 4688Регистрация: 27-12-2018
Загрузка ...
Околица
Авторизация
*
*
Генерация пароля