ОГЭ, ЕГЭ, СОЧИНЕНИЕ

By in , ,
ОГЭ, ЕГЭ, СОЧИНЕНИЕ

Уважаемые читатели «ОКОЛИЦЫ»!

Предлагаем вашему вниманию подборку материалов в помощь тем, кто готовится к сдаче итоговых школьных сочинений (ОГЭ и ЕГЭ).

Примеры для самостоятельной подготовки ЗДЕСЬ.

ВАЖНО!

К СВЕДЕНИЮ СДАЮЩИХ ЭКЗАМЕНЫ:

2019-2020 учебный год

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

  1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888

  1. Рекомендациипо организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
  2. Рекомендациипо техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения)для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  8. Методические рекомендациидля экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому  сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Приводим основные части, из которых должно состоять итоговое сочинение по литературе.

  • «Тема»;
  • «Эпиграф»;
  • «Вступление»;
  • «Основная часть»;
  • «Заключение».
  1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
  2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
  3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

– историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.
– аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
– биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.
– сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.
– лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

  1. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций.

Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.

  1. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.

Цитаты

Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:

Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.

ШАБЛОНЫ

Шаблон 1. Повествование о проблеме

Повествование о проблеме, поднятой писателем, может иметь следующую структуру.

Формулировка проблемы: «Прочитанное мною литературное произведение писателя ФИО производит глубокое впечатление, затрагивая глубинные проблемы человеческого существования. На первый план выносятся общечеловеческие вопросы, издавна ставшие основой <человеческого качества> (например, морали).

Автор задаётся этим вопросом в присущей ему манере <описать особенности> (например, юмора, легкости), со своей стороны как читатель я могу описать свои впечатления зрителя, смотрящего на проблему через призму произведения ФИО».

Комментарий проблемы: «Произведение – это <дать оценку>, в котором повествуется об определенных сторонах <ситуации>. Автор в любопытной для читателя форме рассказывает и рассуждает на тему, выводя на первый план тезис <указать тезис>. Основная мысль состоит в <описать мысль, используя два примера>».

Авторская позиция: «Как читатель, всецело погрузившийся в атмосферу произведения, могу описать свои впечатления и позицию <детализировать>. Писатель утверждает, что обозначенная проблема <в чем состоит>».

Собственное мнение <согласие>: «Несомненно, писатель не только умело раскрывает проблему, но и показывает глубокое ее понимание. Я согласен с тем, что… Я уверен, что… При этом моя точка зрения состоит в следующем… <привести аргументы>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В качестве доказательства я приведу известный литературный пример…».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Реальные ситуации также доказывают жизнеспособность позиции автора, в чем я убедился на своем примере из своей жизни…».

Заключение: «В итоге я могу высказать свою признательность автору за изложение знакомой проблемы, но с использованием глубинных подтекстов. Это позволило мне заново ощутить актуальность и подумать над поставленным вопросом».

Шаблон 2. Размышление на тему прочитанного материала

Постановка задачи анализа: «В <первый, очередной> раз перечитывая <уникальное, известное, комичное> произведение <какого> писателя ФИО, задаюсь <все тем же, новым> целым рядом вопросов. <Какая проблема поставлена…?> <Почему…?> <Какие животрепещущие вопросы подняты в произведении…?>».

Комментарий проблемы: «Автор удачно раскрывает тему и повествует о <том-то>. Особое внимание уделяется <тому-то>. Основной тезис <тот-то>. Основная мысль в <следующем>».

Авторская позиция. Выразить, какая тема поднимается наиболее явно, и какая личная позиция автора. В чем она состоит.

Собственное мнение <согласие>: «Сложно противоречить мнению ФИО, являющегося признанным <писателем, публицистом, документалистом, художником литературного слова>, состоящим в следующем… Вполне реально доказать описанное на реальных примерах <привести свои мысли по этому поводу>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В контексте описанного в произведении ФИО вспоминается другой литературный пример – <книга>, поднимающий вопрос <описать проблему>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого произведения не стало для меня открытием, но лишь подчеркнуло реальность описанного в произведении. Подобную историю я слышал в передаче «Пусть говорят»…».

Заключение: «Логически подводя итоги под размышлением, я хочу подчеркнуть важность <чего> и сделаю вывод о следующем <о чем>».

Шаблон 3. Центристкая позиция

Формулировка проблемы: «Рассматривая в ближнем приближении проблему, поднятую писателем <описать проблему>, можно привести свои доводы на тему <какую>. Автор размышляет над вопросом <каким> и предлагает подумать над этим <над чем> своим читателям».

Комментарий проблемы: «Автор очень удачно подходит к раскрытию центральной мысли темы, будто демонстрируя ее читателям с разных сторон <описать подробно поднятую проблему>».

Авторская позиция. Опишите, какую проблему развивает автор, и к какой мысли подводит. Укажите особенности самого литературного процесса раскрытия сущности произведения.

Собственное мнение <согласие>: «Я выражаю свое согласие с выводами, к которым подводит читателей автор <название>. Обосновывая свои мысли, могу подчеркнуть следующее».

Аргумент 1 (литературный пример): «Похожий вопрос поднимался ФИО в произведении <название>. Главная сюжетная линия посвящена проблеме героя <какой>, и к каким он приходит в конце произведения к выводам <каким>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого труда заставило меня вспомнить об особых минутах жизни и историей, рассказанной моими близкими…».

Заключение: «Итак, писатель проделал сложнейшую работу, всесторонне раскрыв читателю проблему…, что позволяет сделать важнейшие выводы для собственной жизни».

Шаблон 4. Проблема как сущность произведения

Формулировка проблемы. Опишите тему, раскрытую в произведении как современную и часто обсуждаемую. Отметьте, какая цель писателя, о чем он вынуждает задуматься, обозначив краеугольные вопросы.

Комментарий проблемы: «Автор удачно раскрывает сущностные принципы, отраженные в <название> в следующей форме <описать подробно>».

Авторская позиция. Опишите, к чему пытается подвести читателя автор, раскрытию какого вопроса он уделяет особое внимание.

Собственное мнение <согласие>: «После прочтения я хотел бы высказать свои мысли по поднятой теме. Позиция автора мне близка по следующим причинам…».

Аргумент 1 (литературный пример): «Именно об описанной мной проблеме, которая стала меня беспокоить после прочтения, идет речь в труде другого писателя…».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Мы знаем много подобных примеров истории …».

Заключение: «Надеюсь, что мои аргументы также обосновывают правоту автора в описанной проблеме <какой>. Произведение писателя ФИО не теряет своей актуальности и не зависит от времени…».

Шаблон 5. Основные вопросы, беспокоящие писателя

Формулировка проблемы. Опишите, о чем идет речь в прочитанной литературе, обозначив проблему? В чем она заключается.

Как влияет на жизненные стороны. Как преподносит ее создатель литературного произведения?

Комментарий проблемы. Опишите, какие скрытые и явные мысли беспокоят именно этого писателя, чем отличается его авторский подход от других авторов.

Авторская позиция. Раскройте персональную позицию писателя.

Собственное мнение <согласие>: «Придерживаясь аналогичного мнения <в чем состоит>, могу привести ряд убедительных аргументов, подтверждающих его правоту…».

Аргумент 1 (литературный пример): «В моей памяти оживает реальная история из одного произведения, где я был поражен проблемой <какой>…».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Глубокое личное впечатление произвела на меня ситуация…».

Заключение: «Я выражаю свое согласие с автором произведения, что поднимаемые им темы <какие> актуальны для каждого человека…».

Шаблон 6. Какие жизненные вопросы поднимаются в произведении

Формулировка проблемы. Опишите качества человека, о котором повествуется в произведении. Что означает, быть таким человеком? С какими проблемами он сталкивается? Как он их решает? В чем проблема такого человека? Постарайтесь компактно, но полно раскрыть спектр жизненных вопросов.

Комментарий проблемы. Поднимите вопрос жизненной важности глубокого рассмотрения проблем общества, находящих отражение в существовании любого человека.

Авторская позиция. Изложите основную суть, отражающую позицию писателя.

Собственное мнение <согласие>. Выразите свое неравнодушное отношение к позиции автора, расскажите об эмоциях, возникших во время и после прочтения, подтвердите правоту автора множеством аргументов, делая повествование особенно эмоциональным.

Аргумент 1 (литературный пример). Вспомните любое художественное произведение, где была затронута эта же или похожая тема.

Представьте иной взгляд на данную проблему и опишите похожие точки зрения авторов разных поколений, формаций, стилей и т.д.

Аргумент 2 (пример из жизни): «Нередко подобные случаи можно не просто встретить в жизни, о них часто рассказывают по телевидению. Проблема ситуации состоит в следующем…».

Заключение: «Произведение <название> затрагивает важнейшую тему для каждого. Оно позволяет задуматься над теми вещами, которые часто забываются в повседневной жизни, но важны для каждого».

Надеемся, что приведенные планы сочинений помогут получить необходимые навыки.

А какие вообще темы самые популярные у школьников?

Все, что связаны со сферой чувств. Три года назад были направления: “Время”, “Дом”, “Любовь”, “Путь”, “Год литературы в России”. Так вот о любви писали больше половины выпускников.

За что чаще всего получают “незачет”?

Прежде всего за грамотность: с ней традиционные проблемы. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых “уникальная” память. Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет.

Ссылаться можно на любой источник?

На любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки. В остальном список открытый. Хочешь сослаться на труды Шопенгауэра? Нет возражений. Библия? Коран? Пожалуйста: подойдет любое произведение, которое реально существует. Это подчеркну особо. Самое грустное, когда читательский багаж ребенка настолько скуден, что он начинает придумывать несуществующих авторов и вымышленные произведения. Такие случаи были не единожды. Жульнический прием требует смекалки, фантазии, но “зачетом” подобное “творчество” не поощряется.

А что поощряется?

Объем сочинения не менее 250 слов (также идут в зачет предлоги и другие “служебные” слова – Прим. ред.). При этом рекомендуемый объем от 350 слов. За четыре часа можно написать и в два раза больше: некоторые ребята пишут по 600 – 700 слов. Были даже предложения увеличить требования к объему. Но пока говорить об этом рано, все-таки нужно учитывать способности всех детей. Кроме того важно писать на одну из предложенных тем, не подменяя ее своей. Плюс получить “зачет” хотя бы по одному из трех критериев: композиция, качество речи, грамотность. Работа обречена на “незачет”, если выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. В целом без “зачета” остается меньше двух процентов выпускников.

Собеседование по русскому для девятиклассников стало обязательным. А в 11-м классе устный экзамен нужен?

Все, кто неравнодушен к детям, к нашей системе образования, нововведение в 9-м классе поддерживают. Что касается 11-го класса, то введение устного экзамена требует серьезной проработки. Нужно досконально продумать все организационные, содержательные, технические вопросы. Создать устойчивую модель, которая бы не подорвала саму идею.

 

1

Просмотров: 550

Автор публикации

не в сети 10 часов

admin

2
Комментарии: 0Публикации: 766Регистрация: 27-12-2018
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *