Сочинение 11 класс на тему Надежда и отчаяние - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

By in
Сочинение 11 класс на тему Надежда и отчаяние - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

Темы по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
  • Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
  • Бывают ли надежды напрасными?
  • Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
  • Каковы последствия отчаяния?
  • К чему может привести отчаяние?
  • Роль надежды в жизни человека
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Роль надежды в годы ВОВ
  • Роль надежды в жизни человека
  • Каковы причины отчаяния?
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Что такое пустые надежды?
  • На кого можно надеяться?
  • Как вселить надежду в человека?
  • Почему решения нужно принимать с холодной головой?
  • Гнев как следствие отчаяния
  • Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Почему надеяться нужно только на себя?
  • Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
  • Можно ли вселить надежду в человека?
  • Что помогает человеку пережить сложные моменты?

Аргументы направления НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

Тихий Дон”, М.А. Шолохов. Что бывает, когда тебя поглощает отчаяние

Сложна женская судьба одной из героинь романа Натальи. Постоянное переживание из-за неверности мужа, желание быть рядом, жить дружной любящей семьей и невозможность это получить, приводят ее к беспредельному отчаянью. Узнав о возобновившейся неверности Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг. Гордая, оскорбленная, она не хочет рожать от изменника, хоть и любимого и делает аборт у деревенской бабки, после которого истекает кровью.

Придя домой, Наталья кается перед Ильиничной, которая в ужасе от сделанного невесткой, но исправить ничего уже нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.

Ярко и образно автор описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагизмом. Страдающая Наталья, ставшая уже тихой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой чувствует любовь к нему. И даже просит свекровь нарядить ее для похорон в зеленую юбку и поплиновую кофточку – наряды, которые очень нравились мужу. При прощании с детьми, Наталья дает наставления сынишке: «Мишатка, придет батька – поцелуй его за меня, скажи, чтобы жалел вас…»

Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она ему его отдала, изо всех сил стараясь построить семейное счастье, боролась, как умела, за него, видела в этом смысл жизни. И когда все разрушилось, погибла сама.

“На дне”, М. Горький

Основная черта главного героя пьесы Луки – желание добра людям, но оно не подкреплено способностью бороться за добро. Лука выступает пассивным утешителем, считая главным с состраданием, по-доброму относиться к людям. Его не волнуют мысли об устройстве мира, объективной сути вещей, их истинном положении. Его постулат: «Во что веришь, то и есть…» При этом он искренне желает помогать людям, раздавая советы, которые не срабатывают в жизни. Но это не значит, что он заведомо предлагает умышленную ложь. Теоретически можно многое достигнуть – и от алкоголизма очиститься, и светлую любовь встретить…

На ночлежников сострадательные слова Луки действуют как поддержка, надежда в возможность наступления лучшего завтра. Опираясь на эту, пусть и призрачную надежду, они раскрывают свои лучшие стороны, обретают человеческий облик, начинают верить в возможность светлого будущего.

Но Лука исчезает, и тут же рушатся надежды, возможности рассыпаются. Благородные стремления оказываются пустыми словами, не подкрепленными поступками. Силы бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами покидают ночлежников.

Сюжет ставит под сомнение позицию Луки. Его исчезновение – кульминационный момент пьесы – это несостоятельность героя перед реальными проблемами жизни. Он скрывается, понимая надвигающуюся драматическую развязку. Трагическое противоречие с Актером настолько глубокое, что его становится невозможно разрешить и персонаж совершает самоубийство. Развитие сюжета показывает точку зрения автора. Все, что наобещал Лука, привело к противоположным результатам. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука акцентировал внимание слушателей на необходимости надеяться, жить с надеждой. Но в жизни произошло все наоборот – Актер повесился, как герой в притче, жизнь ночлежников снова оказывается в старом жутком русле.

“Девочка со спичками”, Г.Х.Андерсен

Надежды могут не оправдаться, особенно, если они возложены на других, а им до вас нет никакого дела. Каждый поглощен собственными интересами. Это ярко видно на примере героини Г.Х.Андерсона, история которой представлена в святочном рассказе “Девочка со спичками”.

В канун Рождества все находятся в ожидании радостного праздника, волшебства. И маленькая бедная девочка тоже надеется на чудо, что кто-то из прохожих обратит на нее внимание и купит спички (больше у нее ничего нет), тогда она сможет принести деньги на чердак, ставший ей домом, и состоится настоящий праздник. Но увлеченным собой людям нет дела до жизни и проблем бедной нищенки. Ни у кого даже не возникает желание просто проявить участие и спросить, почему она полураздетая бродит по заснеженным улицам. Никто не хочет поделиться с ней едой, теплом. Кругом царит равнодушие, жестокость и даже злобный мальчишка украл ее туфлю (которая ей была не по размеру).

Отчаявшись дождаться чуда от людей, девочка начинает жечь спичку за спичкой, погружаясь в свои фантазии, из которых к ней на помощь приходит умершая бабушка, чтобы защитить и взять к себе. Девочка так ясно видит ее образ, что перестает различать, где реальность, а где сон. Она счастлива, что не одна и, что чудо все-таки произошло, хоть и не так, как она это себе представляла.

А утром прохожие увидели заледенелый трупик маленькой девочки, которая улыбалась, держа в руках почти пустой коробок. Она замерзла? Да, но не от холода на улице, а от холода в человеческих душах, в которых не нашлось капли сострадания к бедам малышки.

“Алые паруса”, А. Грин

Люди должны верить в сказки, так считал А.Грин. Эта вера помогает им развиваться, становиться лучше, добиваться своих целей и бороться за прекрасное будущее. Он продемонстрировал это на героях повести.

Лонгрен – мужественный моряк, мастерит игрушки, стараясь скрасить жизнь своей дочери Ассоль в неприветливом рыбацком поселке на берегу сурового моря. Он поощряет фантазии дочери, которая наделяет каждую свою игрушку живой душой и реальным поведением.

Она представляет как ее лодка, пущенная по ручью, управляется ловкими гребцами, пристает к берегу, где они устраивают обед и заслуженный отдых. Ассоль верит, что однажды в бухту зайдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочный мир, где царит любовь и справедливость.

Грея тоже угнетают условности, несправедливость и отсутствие свободы. Он оставляет родовой замок, где его душе тесно, душно и отправляется в морское путешествие. Необходимость сражаться с волнами, ветром, управлять парусами – закаляет его, делает сильнее, увереннее в своих силах. Дает понимание и веру, что он способен менять жизнь.

Вера в мечту, в свою звезду, надежда на светлое завтра сопровождает героев всегда, помогает преодолеть жестокость, непонимание окружающего мира и добиться своей цели. Ассоль выдержала насмешки, издевки и дождалась шхуну с алыми парусами, а Грей сумел, слушая только свое сердце, не потерять веру и подарить чудо любимой, превратив в реальность мечты Ассоль.

Герои показали, что сильное желание, вера и упорство превращают мечты в реальность.

“Мцыри”, М.Ю. Лермонтов

Поэма «Мцыри» относится к произведениям романтического стиля. Образ главного героя молодого юноши, горца соответствует этим принципам. Он – личность. Сильный, незаурядный, противостоящий окружению. Стремление Мцыри – вырваться из монастыря на свободу, уйти в мир мечты от реальной жизни. Герой поэмы попал когда-то в монастырь вопреки своей воле и воспринимает его тюрьмой, сковывающей свободу. Он мечтает вернуться в родные края, поэтому убегает из монастыря.

Трагическое одиночество закалило дух Мцыри, сделало его волю сильной. У него нет друзей, но тем ближе для него становится природа, которую он понимает и наслаждается ее проявлениями – шумом воды, спорящей со скалами и камнями, свободными и вольными орлами, мужественным и бесстрашным барсом, борющимся за победу. Цель Мцыри, «одна, но пламенная страсть» – увидеть родину, которая в его мечтах рисуется идеальным миром, где все создано для счастливой жизни.

Герой бесстрашно, без чьей-либо помощи идет к цели. Им движет желание и уверенность, преодолеть любые трудности. А их на его пути попадается не мало. Одна из них – встреча с барсом. Это поединок двух бесстрашных, свободолюбивых, мужественных, сильных существ. Осуществление мечты было совсем близко, но бой отнял много сил. К этому добавилась потеря направления. Мцыри заблудился и не смог преодолеть преграду. Он слишком долго жил взаперти, не имея навыков ориентирования в реальном мире. Но неудача не сломила юношу. Из его рассказа видно – сожаления нет, на свободе – счастье. И он «рай и вечность» с радостью променяет на возможность побыть в родном краю хоть несколько минут.

У героя, столкнувшегося с действительностью, не получилось реализовать мечту, но он испытал счастье, двигаясь по пути к ней.

“Облачный атлас”, Д. Митчелл

Автор романа-антиутопии знакомит читателя с необычным государством Ни-Со-Копрос, расположенным на территории современной Кореи. Необычность вызывает устройство общества, в котором люди разделены на две группы. Одни – так называемые чистокровные, появившиеся на свет естественным, природным путем. Другие – фабриканты, рожденные в пробирке как результат научных достижений.

Фабрикантов клонируют в больших количествах, используя на различных работах как спецтехнику. И относятся к клонам не как к людям, а как к технике, которую всегда можно заменить и не жалко, если поломается, а ненужных или устаревших можно легко уничтожить. Поэтому фабрикантов легко убивают, проявляют к ним жестокость и негуманное отношение.

В центре событий Сонми-451 – девушка клон, которую происходящее вовлекает в борьбу с государством. Со временем она открывает для себя настоящее устройство мира, в котором живет. Несправедливость поражает, и девушка начинает бороться. В одиночку это невозможно. В стране и среди чистокровных есть люди, которых трогает несправедливость общественного устройства. Сонми присоединяется к ним, где встречает любовь и сражается рядом с любимым. Но, к сожалению, в борьбе происходят потери. Погибают товарищи, любимый, а сама Сонми попадает в плен, где ее приговаривают к казни. Понимая, что смерть близко, девушка рассказывает свою историю «архивисту», который становится единственным из людей, услышавшим исповедь Сонми-451. И впоследствии, именно ему удается изменить мир. Главная идея повествования – пока жив человек, готовый сражаться за гуманизм, надежда на справедливое устройство мира не погаснет.

“Ванька”, А.П. Чехов. О разрушенных надеждах

Рассказ о разрушенных надеждах. Маленький Ванька пишет дедушке. Сколько тепла, страдания, печали сквозит в строках простой, бесхитростной детской исповеди об отсутствии любви, тепла, заботы. О тяжестях и ужасах, с которыми ребенок вынужден сталкиваться ежедневно.

Письмо наполнено надеждой, что добрый родной дедушка, как только узнает о страданиях внука, сразу приедет и вызволит мальчика. В эту надежду верит и читатель, проникаясь Ванькиными страданиями. Но каково же разочарование, когда адресат указывается тремя словами: «на деревню дедушке».

И становится понятным, что надеждам не суждено сбыться. Еще большая горечь подступает от осознания, что Ванька, отправив письмо, будет продолжать жить в ожидании помощи, надеяться на приезд дедушки, но суровая реальность не даст сбыться его надеждам.

“Господин из Сан-Франциско”, И.А. Бунин

В образе главного героя продемонстрированы черты людей, откладывающих настоящую жизнь на завтра, терпеливо существующих в настоящем.

Господин из Сан-Франциско посвятил жизнь работе. Он трудился постоянно, выписывая из Китая работников, а отдых откладывал на потом. Вот когда заработаю достаточно средств, то позволю себе расслабиться.

Когда он понимает, что его целеустремленность принесла свои плоды – он решает, что достаточно богат, чтобы позволить себе двухлетнее путешествие.

Он распланировал свой отдых до мелочей, продумал маршрут. Зимой – это юг Италии с ее памятниками архитектуры, мелодичными серенадами, зажигательной тарантеллой, любвеобильными неаполитанками. Карнавал посмотрит в Ницце, за гонками на автомобилях, парусниках будет следить в Монте-Карло, там же сыграет в рулетку, а если захочет, отдастся флирту или постреляет по голубям. Весну будет встречать во Флоренции, послушать Miserere отправится в Рим. Обязательно посетит Венецию, не забудет про Париж, насладится в Севилье боем быков, поедет купаться на английские острова. За два года у него получится объездить множество интересных мест, среди которых обязательно будут Константинополь, Афины, Египет, Палестина и, конечно, Япония. Везде его ждет наслаждение отдыхом, удовольствие и радость свету, солнцу. Это будет счастье.

Таковы были мечты господина из Сан-Франциско. Но реальность оказалась другой. В плавании штормило, его укачало и все вокруг виделось серым, унылым, не радующим, а скорее раздражающим. Он, чувствуя себя столетним разбитым стариком, со злостью думал об окружающих его итальянцах, как о мелких, воняющих чесноком, жадных людишках. Он увидел на побережье жалкие каменные домишки, сгрудившиеся над самой водой. Стены их покрывала плесень, вокруг были навалены сети, грязные ветхие тряпки, ржавые жестянки. «Неужели это та Италия, о которой я мечтал и собирался наслаждаться?» – в отчаянии подумал он.     
Герою так и не пришлось воплотить заветную мечту в жизнь. По сюжету он умирает, когда путешествие только начинается. Умирает, мучительно изо всех сил цепляясь за настоящее.

Почему так произошло? Анализируя рассказ, приходишь к выводу, что реализовать свою мечту господин имел возможность давно: даже год, а то и пять лет назад. Вот только решительные действия не делал, откладывая их на потом, убеждал себя, что пока не имеет возможности позволить себе это.

На самом деле герой мечтал дышать полным объемом легких, жить полноценной жизнью, тратить деньги, но не сейчас, а потом, когда-нибудь, когда для этого сложатся все условия. А если такое случится – это и будет счастье. Он начнет радоваться, купаться в этих светлых ощущениях. Но читателя охватывают сомнения, был бы счастлив герой, если бы его реальность сложилась по-другому: погода была бы солнечной, и Италия предстала бы в другом свете.

Мечтая жить счастливо, герой не сумел или не успел осознать, что такое счастье. Что оно не там где-то за горизонтом, оно здесь и сейчас, оно в самой жизни. И не факт, что осуществившаяся мечта изливает на человека в тот же миг фонтан счастья. К тому же стоит понимать, что мечта и цель не одно и то же.

Господин из Сан-Франциско волевой и целеустремленный, живет мечтой, которая скорее цель, но он это не осознает. Он умирает, не реализовав задуманного. Но если разобраться и допустить, что двухлетнее путешествие может стать мечтой всей жизни – стоит ли ради двух лет всю оставшуюся жизнь наполнять лишениями, бессмысленным трудом и страданиями? И нужно ли исполнение мечты откладывать в долгий ящик?

Можно просто не успеть реализовать свою мечту, если откладывать ее исполнение на потом. Что, собственно, и случилось с героем рассказа. К тому же, ожидая слишком многого от реализованного, можно ошибиться в своих надеждах и тогда постигнет горькое разочарование. И уже не спасет ни сияющее солнце, ни морской бриз, на красивые пейзажи – все будет отдавать вкусом горечи.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.Н. Островский «Бесприданница»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «На дне»
  • В. Быков «Дожить до рассвета»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • Б. Васильев «В списках не значился»
  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  • А.И. Куприн «Яма»
  • А. Грин «Зелёная лампа»
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Зарубежная литература

  • Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
  • М. Твен «Принц и нищий»
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  • Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
  • Ш. Бронте «Джен Эйр»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  • Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»
  • М. Митчелл «Унесённые ветром»
  • Э. Хемингуэй «Старик и море»
  • Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • В. Гюго «Отверженные»

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ:

Вариант 1

Отчаяние — это утрата веры в жизнь, в самого себя. Многие люди из-за мрачного состояния не только перестают поддерживать контакты со своими друзьями, но и кончают жизнь самоубийством. Отчаявшийся человек обесценивает все вокруг, и в особенности себя и свои заслуги. Он начинает винить себя в произошедшем, даже если сделал все возможное для предотвращения катастрофы. У общества есть два выхода: вытолкнуть из социума потерянного человека или же вернуть его к жизни. И редко люди хотят потратить собственные силы на это. При этом не всегда понятно, что выберет отчаявшийся человек, оказавшийся на перепутье: потеряться навсегда в пучине небытия или найти силы для новой ступеньки в судьбе. Кто или что доводит даже сильных в себе личностей до депрессивного состояния?

Так, в произведении Пушкина «Медный всадник» раскрывается жизнь человека, отчаявшегося из-за потери возлюбленной. Евгений строил планы вместе со своей невестой Парашей, однако из-за наводнения их мечтам не суждено было сбыться: девушка погибает со своей матерью. Теперь главный герой просто существует, а не живет. Отчаяние постепенно поглотило его изнутри, так что Евгений даже начал искать виновных в потере своей любимой. Но нельзя найти преступника, если причина твоих бед – природная стихия, от тебя не зависящая. В конце поэмы герой сходит с ума, в нем уже нет былых жизненных сил, и автор лишь коротко замечает, что Евгений тихо погиб на одной из улиц Петербурга. Этот персонаж не отличается силой волей, поэтому, когда все построенные планы были перечеркнуты, ему не хватает уверенности в себе для того, чтобы вернуть жизнь в привычное русло. Так автору удается доказать читателю, что любой из нас может оказаться в подобной ситуации, и выпутаться из нее под силу не каждому.

Совсем другая причина упадка жизненных сил главной героини произведения Карамзина «Бедная Лиза». Предательство самого родного человека подтолкнуло Лизу к самоубийству. Ошибка главной героини заключалась в том, что она отдала всю себя почти незнакомому человеку, которого знала лишь несколько месяцев. Поэтому, когда Лиза столкнулась с суровой реальностью (Эраст женился на другой), для опустошенной девушки оставался лишь один выход. Она не знала никакой радости, кроме всепоглощающей любви Эраста, так что внезапно навалившаяся утрата затуманила ее разум. Только сильный человек способен пережить тяжелый кризис личности и выбраться из него. А если он долго ощущает бессилие, не пытаясь перерасти и забыть прошлую боль, то истинная жизнь во всем ее многообразии для него закончится, как и для Лизы. Девушке нужно было сохранить в себе надежду и вспомнить об огромной любви матери. И именно тогда она смогла бы вынести это испытание, найдя свое место под солнцем. Однако ни мать, ни бывший жених не попытались спасти девушку, а она сама просто не знала жизни, не сталкивалась ранее с неприятностями. Вина остается на обществе, но не на главной героине.

Таким образом, человек, столкнувшийся с тяжелой жизненной ситуацией, нередко не только не пытается найти подходящее решение проблемы, но и не думает начинать поиски. Почему? Потому что он уверен, что все хорошее завершилось, и его уже не будет. Стимул к жизни теряется, человек замыкается в собственном горе, смиряясь с судьбой. А в действительности нас уничтожают только установки в голове, если их перебороть, то о прошлых неудачах можно уже забыть, словно о страшном сне. Апатия уничтожает весь привычный уклад жизни, а на создание нового часто не находится сил. Происходит душевная гибель личности (как у Евгения в «Медном всаднике») и физическая (главная героиня «Бедной Лизы»). «Довольно: не жди, не надейся» – это строки из стихотворения Андрея Белого, однако именно они помогают осознать, чем руководствуются отчаявшиеся люди. Поэтому в интересах общества именно спасать утопающего, а не забывать о нем. Необходимо попытаться понять, с какими трудностями столкнулись наши родные. Многие члены общества просто обесценивают чужие проблемы, но это в корне неверно. Почему? Неудачи случаются с каждым, и если никто не почувствует поддержку от близкого человека, то почти все будут страдать, а не наслаждаться такой многообразной и прекрасной жизнью.

Вариант 2 

Отчаяние и надежда – антонимы, совершенно разные понятия во всех языках мира. Первое характеризуется как полный упадок сил душевных и физических из-за каких-то жизненных событий.

А второе – это нечто радостное, сильное, то, что заставляет верить в себя и свои силы, не падать духом до самого конца, до победы. Примечательно то, что когда у человека пропадает надежда, наступает отчаяние. Это тяжелое состояние: пессимистические мысли ежесекундно, разочарование не только в себе, но и в окружающих, а также огромная ненависть к миру вокруг. Каждый из нас хоть когда-то испытывал на себе эти эмоции, особенно в экстремальных ситуациях. Человека будет бросать то в жар, то в холод, он будет то в состоянии бешенства и соберется с силами, то полностью откажется от попыток изменить ситуацию. Это проверка на силу духа, с которой справляются не все. Так что же должно произойти с человеком, что он резко меняется?

Людям, как бы они не пытались жить в вечном позитиве, свойственно оказаться в яме. Как говорил Бродский, чтобы подняться высоко вверх, необходимо опуститься на самое дно. Но, оказавшись в самых низах, выбраться порой из них совсем невозможно. Так, например, героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» после отказа молодого человека в отношениях, оказалась на перепутье: впасть в депрессию из-за уже первой неразделенной любви или двигаться вперед? Ответа с самого начала еще не было. Шли годы, Татьяна восстанавливала свои душевные силы, но удар слишком сильно потряс еще молодую девушку, первый раз столкнувшуюся с таким поворотом событий. Она словно восстала из пепла, когда, наконец, перешагнула отрицательное прошлое, выйдя замуж за доброго человека. Ее сердце укрепилось, и она смогла отказать когда-то любимому человеку. Именно отчаяние изменило ее жизнь, так, возможно, это положительное чувство, а не отрицательное, как это принято считать в психологии?

Но не всегда жизнь складывается лучшим образом после пережитого отчаяния. Для многих это смерть души, потеря собственного «я», утрата яркой личности в обществе. Так, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главный герой романа, как и Татьяна Ларина, невзаимно влюбляется в девушку. Она ясно дает ему понять, что просто играет с ним, хоть в глубине души просто боится перейти на новый шаг, сделать чего-то большее, чем просто короткое влечение друг к другу. Отказ стал отправной точкой в жизни Базарова, он отчаялся, перестал радоваться одиночеству как прежде и будто бы еще больше осознал свою потерянность. Он начал погибать душевно, и в итоге умер физически из-за тифа. Беспредельное отчаяние сделало его неосторожным, заставило его впервые усомниться в собственных взглядах на мир, осознать, что нигилизм имеет и недостатки. Отчаяние не просто привело его к плохому настроению, а дало толчок к череде невзгод и неудач, к которым он не был готов. «Если я боюсь упасть, я непременно упаду». В отличие от Татьяны, герой не пережил упадок сил из-за огромного одиночества, которое было с ним с самого начала, несмотря на большое количество последователей. Никто не смог пробудить в нем силы для преодоления бремени, потому что никто и не понял, какой же настоящий этот Базаров.

Отчаяние – чувство, которое заставит тебя оказаться в совершенно новой среде, с новыми мыслями и характером. Не всегда человек может выдержать такое испытание, поэтому отчаяние приводит его к смерти. Но настоящие герои, люди с непреодолимой силой воли, которые нашли в глубине себя нечто яркое, всегда справляются с жизненным испытаниям, становятся сильнее и мудрее. Они смогут помочь другим пережить подобное несчастье, потому что на собственном примере ощутили, что же это такое – отчаяние. Человеку нужен человек. Без душевной поддержки, привязанности со стороны близких тебе людей, не появится тепла, и человек просто замерзнет в самом себе, сделает шаг в пропасть.

Вариант 3

Чем опасно отчаяние для человека?

Отчаяние — это состояние полного разочарования в своих силах. В таком настроении люди способны даже свести счеты с жизнью, поэтому, безусловно, оно опасно. Во-первых, оно доводит человека до полного безразличия к себе и своей участи. Во-вторых, оно травмирует тех, кому небезразлична судьба отчаявшегося. Есть множество примеров из литературы, которые подтверждают эти размышления.

Так, герой поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» пережил крушение всех своих надежд. Евгений мечтал жениться на своей возлюбленной и жить с ней в мире и покое. Он все делал для того, чтобы поскорее жениться на Параше и обеспечить их совместное будущее. Но наводнение в столице смело домик Параши и ее матери. Женщины погибли в неравной борьбе со стихией. Увидев обломки, Евгений потерял рассудок от отчаяния и горя. Он бросил службу и начал скитаться по улицам, не в силах придти в себя. Он уже не верил в перспективу счастливого будущего, и жизнь его потеряла всякий смысл. Даже его бунт перед статуей Петра Великого был смешным и жалким, ведь Евгений испугался памятника и сбежал. Таким образом, отчаяние высосало все жизненные силы героя и обрекло его на нищету и бродяжничество, хотя он мог бы начать все заново, и, возможно, он полюбил бы снова.

Отчаяние разрушило жизнь и другой героини — крестьянки из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Девушка влюбилась в дворянина, и они вместе прожили счастливое лето вдвоем, упиваясь любовью. Но после полной близости Эраст пресытился обществом своей избранницы и уехал в армию. Лиза обещала ждать его, но однажды увидела жениха на улице. При встрече он смутился и объяснил героине, что между ними ничего не может быть: он помолвлен. Оказалось, что в армии герой потратил почти все свои деньги на развлечения, и вынужден был выгодно жениться, чтобы поправить свое материальное положение. Дав девушке денег, Эраст выпроводил ее. Лиза не смогла вынести потери возлюбленного и утопилась. Таким образом, отчаяние вынудило ее уйти из жизни. Если бы она сохранила в сердце надежду, то смогла бы восстановить силы и вынести это испытание.

К сожалению, отчаявшиеся люди теряют стимул к жизни и, как правило, уходят из нее раньше срока, так и не решив свои проблемы. Отсутствие надежды опасно тем, что человек замыкается в своем горе и не видит смысла преодолевать препятствия. Он смиряется с судьбой и погружается в апатию. Все это ведет к нравственной или физической смерти личности.

Вариант 4 

Надежда или самообман?

Что такое самообман? Врать другому – понятно. Ты просто вслух опровергаешь чужие слова или умышленно говоришь неправду. Но себе? Как это возможно? Ты ведь вроде не вступаешь сам с собой в диалог. Однако, диалог есть. Есть обещания себе, есть убеждения, есть планы. И в этом видении картины происходящего важно сохранять трезвость и честность с самим собой, дабы не потонуть во власти самообмана.

Самообман коварен. Он возникает медленно, потихоньку погружая тебя в свои путы. Например, ты отучился на турагента, потому что так хотели родители «дело ведь перспективное», а сам всю жизнь хотел быть поваром. Но ведь «и что, будешь в столовке котлеты раздавать?» И вот ты сидишь, с наклеенной улыбкой продаешь туры на Бали, и думаешь «ну ведь нет, мне же тут нравится, иначе я бы тут не работал. Вон и платят неплохо, и коллеги приятные, на еду хватает». И вот тут, собственно, и кроется самообман в чистом виде. Он бывает в отношениях, в работе, в чем угодно. Это состояние показал И.А. Гончаров в романе «Обыкновенная история». Александр Адуев был влюблен в Наденьку, но с ее стороны было лишь неприкрытое кокетство. Она была легкомысленна и открыто помыкала своим кавалером, но Адуев упорно не замечал очевидного — девушка никогда не выйдет за него замуж. Ему говорил об этот дядя, но Александр не слушал его и забросил все дела, лишь бы посвятить всего себя своей мечте. И в итоге Надя пресытилась им и ясно дала понять, что она увлечена другим мужчиной. Герой был уязвлен и обижен до глубины души. Но дядя растолковал ему, что он сам был виновен в своем провале. Самообман помешал ему вовремя заметить кокетство и ветреность девушки.

Но есть надежда. Надежда не зависит от нас, потому что не измеряется понятиями «не могу» или «не хочу». Она просто есть. Она – тот стержень, который позволяет тебе не упасть и верить в то, что когда-нибудь она исполнится. В случае с ней, если от тебя что-то зависит, то ты это сделал. Если же нет, то ты просто продолжаешь верить, чтобы черпать из веры силы для жизни. В книге А. Грина «Алые паруса» Ассоль именно надеялась, а не обманывала себя, потому что в ее вере были основания — предсказания волшебника. У нее не было повода усомниться в них. Даже если бы она не дождалась заветного судна, ее вера в него скрасила бы серое существование в прибрежной деревеньке. Когда же ее мечта исполнилась, она не стала упрекать жителей деревни и рисоваться, ведь вера в мечту давала ей не почву для высокомерия, а силы жить и справляться с одиночеством. Алые паруса были не навязчивой идеей, а мечтой о призвании и любви.

 В чем будут ходить в школу в 2020 году. Смотрите!

 

 

 

0

Просмотров: 4882

Автор публикации

не в сети 9 часов

admin

2
Комментарии: 0Публикации: 766Регистрация: 27-12-2018
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *