Сочинение 11 класс на тему Добро и зло - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

By in
Сочинение 11 класс на тему Добро и зло - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

Примерные темы сочинения по направлению: «Добро и зло»

  • Тема #1. В чем проявляется зло?
  • Тема #2. Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Тема #3. Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Тема #4. Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Тема #5. Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
  • Тема #6. Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Тема #7. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Тема #8. Может ли зло быть на благо?
  • Тема #9. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Тема #10. Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала»?
  • Тема #11. Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека»?
  • Тема #12. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Тема #13. Роль добра в жизни каждого из нас
  • Тема #14. Что может сделать человека добрее?
  • Тема #15. Какими качествами обладает добрый человек?
  • Тема #16. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Тема #17. Кого можно назвать добрым человеком?
  • Тема #18. Почему человек должен быть добрым?
  • Тема #19. Воспитание как источник злобы в человеке
  • Тема #20. Можно ли отвечать добром на зло?
  • Тема #21. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
  • Тема #22. Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Тема #23. Злость как качество несчастного человека
  • Тема #24. Высшая мудрость — различать добро и зло
  • Тема #25. Кого можно считать добрым человеком?
  • Тема #26. Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Тема #27. В чем разница между добром и ханжеством?
  • Тема #28. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • Тема #29. Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно — Зло?
  • Тема #30. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Тема #31. Может ли злой человек стать добрым?
  • Тема #32. Всегда ли добро побеждает зло?
  • Тема #33. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Тема #34. Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Тема #35. Каким был бы мир без добрых людей?
  • Тема #36. Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Тема #37. Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Тема #38. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Тема #39. Всегда ли люди отвечают добром на добро?

Аргументы по направлению ДОБРО И ЗЛО

По-настоящему добрый человек всегда поможет в беде другому.

В рассказе А. Платонова «Юшка» главный герой проявил настоящую доброту, вложив все свои силы и средства в помощь сироте. Он был смертельно болен и знал это, а потому Юшка довольствовался самым необходимым, но усердно работал, чтобы совершить действительно значимое дело — вырастить девочку и оплатить ей образование. Когда он уйдет из мира, она останется и будет также творить добро, помня о нем. Так и произошло: после смерти всеми призираемого Юшки в город приехали его воспитанница и стала известным врачом. Только тогда люди поняли ценность скромной и тайной доброты вдали от посторонних глаз. Как мы видим из этого примера, по-настоящему добрый человек всегда поможет в беде и даже пожертвует своими интересами, выручая более слабого человека.

Истинную доброту проявляют не от случая к случаю, а постоянно.

Примером может послужить Марья Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Девушка не только мирилась с желчным и резким характером отца, но и преданно любила его, заботясь об его интересах и состоянии. Когда на их дом надвигалась вражеская армия, Марья отказалась покинуть его из-за болезни отца. Она ни за что не хотела бросать его, хотя ей угрожала реальная опасность. Героиня до последнего тянула с отъездом, совершенно не заботясь о себе. В этой самоотверженности и готовности на подвиг выражается истинная доброта, которую видно не в слове, а в деле.

Зло — это естественная сторона натуры человека, с которой ему постоянно необходимо бороться

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается противостояние добра и зла, однако читатель не видит в Сатане беспощадного и яростного демона, а на стороне света — богоподобных существ без изъяна. Автор показывает, что обе крайности по-своему необходимы друг другу, их сплетение рождает гармонию в мире. Воланд поясняет это на примере шпаги: она отбрасывает тень, но если бы тени не было, не было бы и всего живого. Идеал света недостижим, и если убрать все зло из мира, нужно будет убрать и людей вместе с ним. Поэтому я думаю, что зло — это естественная сторона натуры человека, с которой ему постоянно необходимо бороться, чтобы совершенствовать себя в каждом поединке.

Люди не рождаются злыми, а становятся.

Это убедительно доказал М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Григорий не был равнодушным эгоистом с самого рождения, но окружение сделало его таким. Он так и не узнал теплоты семейного очага, все время рос при гувернантках и слугах. Деньги раньше времени открыли ему все удовольствия и уничтожили мотивацию к работе и созиданию. Печорин и так имел все, что нужно, и даже больше, так зачем тогда трудиться и добиваться чего-то? Любовь в светских гостиных, объятая лицемерием и фальшью, разочаровала его в женщинах и сделала холодным и расчетливым. Взрослый Печорин уже не жалел людей, так как знал им цену, и она была невелика. Поэтому он так бессердечно обходился с женщинами и мучал их, поэтому без сожалений убил Грушницкого. В его системе ценностей никто не расставил приоритеты, и цинизм раньше времени выжег все эмоции.

Злость порождает лишь ответную злость.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» автор описал типичное сватовство начала 19 века: маму Татьяны и Ольги насильно выдали замуж за человека, который был гораздо старше ее. При этом героиня была влюблена и имела свои склонности и увлечения в городской жизни, а муж увез ее в деревню и не вывозил в свет. В итоге прелестная юная девушка превратилась в деспотичную помещицу, которая не жалела крепостных, да и к детям относилась довольно холодно. Столкнувшись с плохим отношением со стороны семьи, она стала проявлять злость постоянно, думая, что это норма.

Даже добрые люди могут столкнуться с непониманием и злобой.

Главная героиня рассказа А.И. Солженицина «Матренин двор» была настоящей праведницей: помогала всем задаром, не гневалась и не грубила людям, воспитала чужую дочку в любви и ласке. Без нее не обходилось ни одно мероприятие в колхозе, хотя никаких денег за участие она не просила. Даже пенсию ей приходилось выпрашивать, так как старушке и в голову не приходило в дни молодости обегать партийные собрания и доказывать то, что она трудилась. И все же даже такого отзывчивого человека невзлюбили деревенские жители. Красноречиво говорит об этом сцена похорон Матрены, когда люди делят ее ничтожное имущество, а не вспоминают о покойной. Всю жизнь она была одинокой и непонятой, даже несмотря на свою доброту, и после смерти о ней вспомнила только приемная дочка и жилец (он же рассказчик).

Добро определяется и выражается поступками.

О том, что такое добро, говорит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся, увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником на то, что дадут люди. Именно тогда герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому мальчику мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ване отцом и взял его к себе. Казалось бы, он потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта — это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками.

Настоящее зло коренится в равнодушии.

Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» не убивают друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России того времени исходит от них. Коробочки, Плюшкины, Маниловы и Собакевичи нагло паразитируют на крестьянах и нагружают их тяжелым трудом, но сами ничего не делают, и лишь транжирят нажитые чужим потом богатства. Например, Плюшкин настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьяне. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне.

Многие люди защищают и творят зло, сами того не ведая.

Герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» всерьез полагают, что беспардонная эксплуатация народа России — это благо для страны, что их исключительное право на жизни людей — справедливая мера. Фамусов превозносит карьеристов и взяточников, да и сам не трудится, а только пользуется своими привилегиями от службы. Он ценит людей только по их статусу и достатку, а личностные качества ему не важны. Также думают и его многочисленные знакомые из московского дворянства. Не задумываясь о судьбе страны, эти люди творят зло и поощряют его, попирая ногами простой народ. Из-за их лени, глупости и порочности страдает вся Россия. Но это зло не явное, скрытое, поэтому его никто так не называет, соответственно, с ним никто и не думает бороться.

Истинная доброта проявляется в минуты тяжелых испытаний.

Герои рассказа В. Распутина «Уроки французского» живут в тяжелое время для нашей страны, когда многие люди нуждались не только в деньгах, но и в самых необходимых условиях для жизни — в еде, одежде и жилье. В такие годы умный мальчик из деревни приезжает учиться в город, но вся еда, которую присылает ему и без того бедная мама, уходит его родственнице, которая считает это платой за жилье. Володя голодает и пытается заработать деньги в азартных играх. Узнав об этом, его учительница пытается помочь гордому ученику и сама играет с ним на деньги. За это она лишается работы, но героиня не жалеет о своем поступке, ведь ребенок пережил это трудное время в школе только благодаря ее доброте. Даже после увольнения она продолжает помогать Володе. Таким образом, настоящая доброта проявляется в настоящих делах.

Доброта уместна даже на войне.

Яркое тому подтверждение — пример из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрей участвовал в осаде города Дубно, но внезапно он увидел в ночной темноте знакомую служанку. Татарка служила польской панне, в которую был влюблен герой. Она сообщила, что мать госпожи умирает от голода, и та просит Андрея прислать хоть немного хлеба для нее, чтобы не видеть ее страданий. Казак взвалил на плечи мешок хлеба и пошел на зов о помощи, не задумываясь о последствиях. Даже в военное время он не мог отказать умирающим женщинам в милости. Солдат должен воевать с солдатами, но не с матерями и детьми. Добрый поступок героя показывает, что любую вражду может победить один добрый жест, ведь поляки приняли казака к себе, видя его отзывчивость и милосердие.

Причиной озлобления может являться нищета

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» причиной озлобления главного героя является нищета, в которой он погряз. Родион находится в трудных жизненных обстоятельствах: у него нет денег даже на еду и одежду. Его семья от бедности и желания помочь ему решается на отчаянный шаг — помолвка сестры Родиона с богатым юристом Лужиным. Все эти факторы вынуждают Раскольникова создать в своем воображении теорию, которая оправдывает любое зло, сделанное во благо. По его мнению, люди высшего сорта имеют право убивать других, если это двигает человечество вперед. Но убив старуху-процентщицу и ее сестру, Раскольников так и не смог «сдвинуть человечество», потому что не смог оправдать себя даже благом униженных и оскорбленных. Значит, никакое зло не может быть оправдано благими побуждениями.

Огромная опасность зла таится в том, что оно часто маскируется под добро.

Примером может послужить ситуация, описанная М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат полагал, что он служит добру, приговаривая Иешуа к смертной казни. Он боялся, что из-за его конфликта с местной элитой по поводу решения, кого стоит помиловать в честь праздника, разразится бунт толпы против римских солдат, и прольется много крови. Малой жертвой прокуратор рассчитывал предотвратить большие потрясения. Но его расчет был безнравственным и эгоистичным, ведь Пилат, прежде всего, опасался не за вверенный ему город, который он ненавидел всей душой, а за свое положение в нем. Иешуа принял мученическую смерть из-за трусости своего судьи. Таким образом, герой принял злой поступок за доброе и мудрое решение, и был за это наказан.

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде.

Тема добра и зла очень волновала М. А. Булгакова. В своем романе «Мастер и Маргарита» он трактовал эти понятия по-своему. Так, Воланд, воплощение зла и царь теней, совершал по-настоящему добрые поступки. Например, он помог Маргарите вернуть Мастера, несмотря на то, что она уже использовала свое желание, выручив Фриду.

Также он дал им возможность жить в вечном покое и обрести, наконец, гармонию в совместной жизни. В отличие от представителей сил света, Воланд пытался найти для пары подходящее решение, не осуждая их столь же строго, как Левий Матвей. Вероятно, на создание его образа автора вдохновил персонаж Гёте, Мефистофель, который стремился к злу, но делал благо. Этот парадокс русский писатель показал на примере своих героев. Так он доказал, что понятия добра и зла субъективны, их сущность зависит от того, из чего исходит человек, оценивающий их.

Человек всю жизнь формирует и дополняет свои представления о добре и зле.

Зачастую человек сворачивает с верного пути и ошибается, но все же никогда не поздно пересмотреть свои взгляды и принять правильную сторону.
Например, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный всю жизнь служил партийным интересам: писал плохие стихи, вкладывал в них пропагандистский смысл и убеждал читателей, что в советском союзе все хорошо, и проблема лишь в тех, кто завидует общему счастью. Он нагло лгал, как и большинство его коллег. В СССР явственно ощущались последствия разрухи после гражданской войны. Например, М. А. Булгаков тонко высмеивает абсурд происходящего, приводя в пример речи Лиходеева, где он хвастается тем, что заказывает в ресторане «судачки а-ля натюрель». Он полагает, будто бы это изысканное блюдо – верх роскоши, который невозможно
приготовить на обычной кухне. Но ирония заключается в том, что судак – это дешевая рыба, а приставка «а-ля натюрель» означает, что ее подадут в натуральном виде, даже без какого-то оригинального оформления или рецепта. При царе эту рыбу мог позволить себе каждый крестьянин. И эту убогую новую действительность, где и судак превратился в деликатес, поэт защищает и превозносит. И лишь познакомившись с Мастером, он осознает, как был неправ. Иван признает свою бездарность, прекращает грубить и сочинять плохие стихи. Теперь его не привлекает служение государству, которое морочит голову своему населению и нагло обманывает его. Таким образом, он отказался от общепризнанного ложного добра и стал исповедовать веру в истинное благо.

Всё есть в человеке и добро и зло, и бог, и дьявол.

Борьба добра со злом изображена Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой является очень добрым человеком. Этот факт убедительно доказывает его сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Его деяния тоже говорят об исключительности его характера: последние деньги он оставляет семье Мармеладовых, видя ее горе. Но есть в Родионе и темная сторона: он жаждет доказать себе, что имеет право вершить судьбы мира. Для этого Раскольников решается на убийство, зло одержало верх над ним. Однако постепенно герой приходит к мысли, что нужно раскаяться в грехе. На этот шаг его направила Соня Мармеладова, которая сумела укрепить протестующую совесть Родиона. Он сознался в содеянном зле, и уже на каторге началось его нравственное возрождение для добра, справедливости и любви.

Даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра.

Соня Мармеладова из «Преступление и наказание», пытаясь прокормить семью, стала работать проституткой. Посреди порока и греха Соня неминуемо должна была стать циничной и грязной продажной женщиной. Но стойкая девушка не потеряла веры в Бога и сохранила чистоту в своей душе. Внешняя грязь не касалась ее. Видя человеческие трагедии, она жертвовала собой, чтобы помочь людям. Ей и самой было очень тяжело жить, но Соня превозмогла боль и смогла избавиться от порочного ремесла.

Она искренне полюбила Раскольникова и последовала за ним на каторгу, где дарила свою отзывчивость всем нуждающимся и угнетенным обитателям тюрем. Ее добродетель
пересилила злобу всего мира.

Битва добра со злом происходит повсеместно, не только в человеческой душе.

Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» описал, как в жизни сталкиваются добрые и злые люди. Как ни странно, чаще всего побеждают те, кто несет благо, а не вред, ведь все мы подсознательно тянемся именно к хорошему. В книге Дуня Раскольникова своей волей побеждает Свидригайлова, сбежав от него и не поддавшись на его унизительные уговоры. Ее внутренний свет не удается потушить даже Лужину с его разумным эгоизмом. Девушка вовремя осознает, что этот брак – позорная сделка, в которой она – лишь товар со скидкой. Зато она обретает родственную душу и спутника жизни в Разумихине, друге брата. Этот молодой человек тоже победил зло и порок окружающего мира, встав на правильный путь. Он зарабатывал честным путем и помогал ближним, не ставя себе это в заслугу. Оставаясь верными своим убеждениям, герои смогли перебороть искушения, испытания и соблазны, дабы нести добро окружающим людям.

Добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

В душе каждого человека постоянно ведется борьба добрых и злых начал.

Один из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» соединяет в себе черты характера, воплощающие как добро, так и зло. Емельян Пугачёв живет по принципу «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Герой жесток, ведь именно он связан с «бессмысленным и беспощадным бунтом» и многочисленными разбоями и убийствами. Однако Пугачёв и милосерден: он помогает Петру Гринёву в освобождении его возлюбленной Маши, перед этим освободив его. Поступки Емельяна Пугачёва зависят от ситуации и от желаний героя, он может проявлять себя как жестоко, так и милосердно.

Это является подтверждением того, что в душе каждого человека постоянно ведется борьба добрых и злых начал.

На свете всегда есть представители зла и добра.

Проблема добра и зла отобразилась в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В нем раскрываются две легенды: о Данко и о Ларре. Это две противоположные личности, которые олицетворяют добро и зло. Ларра имеет только отрицательные качества. Он не любит людей, осуждает их и причиняет им только вред. Данко же – положительный герой, который отдал собственную жизнь ради других людей. Благополучие племени было для Данко важнее собственного существования, поэтому он разорвал свою жертвенную грудь и осветил людям путь с помощью горящего сердца, которое выступало в роли факела. Образы Ларры и Данко демонстрируют, что на свете всегда есть представители зла и добра.

Зло в обществе намного сильнее добра

Столкновение добра и зла наблюдается в драме А. Н. Островского «Гроза». Катерина – добрая девушка, которая никогда и никому не хотела сделать больно. Главной героине не место в мире «жестоких нравов». Кабаниха постоянно упрекает её, а муж Тихон даже не пытается защитить её. Борис, в которого влюбляется Катерина, не может спасти её от позора и уехать вместе с ней. Все окружающие главную героиню люди поступают с ней злобно, и это становится причиной самоубийства Катерины. А. Н. Островский демонстрирует то, что зло в обществе намного сильнее добра.

Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Персонаж — бродячий проповедник, главное убеждение которого — человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Он думал так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.

Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса. Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства. Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.
Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»

Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.

После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрий вынужден выбирать. Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать. Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь врагу, проявив тем самым предательство по отношению к боевым товарищам.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»

Добрым по-настоящему можно назвать такого человека, которого заботят интересы других больше, чем свои собственные. Он готов в любой момент помочь тем, кто в этом нуждается и глубоко сопереживает людям. Все эти качества характерны герою произведения Ф.М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину. Он из знатного рода, осиротел в молодом возрасте, несколько лет находился за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он — очень интересная личность. Он удивляет их внутренней глубиной, неординарностью мыслей, но одновременно поражает крайней прямолинейностью. Тем не менее, все без исключения считают его открытым и добрым.

Доброта героя начала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными персонажами. Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгина была против его свадьбы и в знак этого сделала плевок в его лицо. Мышкин встал на ее защиту, получив пощечину от Гани. Но князь не разозлился, а пожалел Иволгина. Герой убежден, что Ганя будет искренне раскаиваться из-за этого поступка.

У князя была еще одна важная черта характера — неиссякаемая вера в людей. Однажды он сообщил Настасье Филипповне: она гораздо лучше, нежели показывает окружающим. Его сопереживание людям, притягивает к князю людей. Его полюбила и Аглая, и Настасья Филипповна.

Удивительная особенность Мышкина в его глубоком чувстве сострадания к людям. Однако он не оправдывает отрицательные поступки, но сопереживает и с пониманием относится к боли людей, их совершивших. Полюбив Аглаю, он отказывается жениться на ней из-за того, что ему жаль Настасью Филипповну, он не способен ее бросить.

Лев Мышкин жалеет даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безусловно.

Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы  между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.

Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова “Юшка”

Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни. Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив. А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему.

Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места.

От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер.

При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь. Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски. После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Воскресение»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И. Куприн «Поединок»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • В. Закруткин «Матерь человеческая»
  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  • А.И. Куприн «Мирное житие»
  • В. Быков «Волчья стая»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
  • А. Грин «Зелёная лампа»
  • А.П. Чехов «Драма на охоте»
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • Н.С. Лесков «Левша»

Зарубежная литература

  • М. Твен «Принц и нищий»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • У. Шекспир «Отелло»
  • Э. Бронте «Грозовой перевал»
  • М. Митчелл «Унесённые ветром»
  • В. Гюго «Отверженные»

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

Вариант 1

План

1. Тема добра и зла.

2. Перечень добрых дел.

3. Доброта – искренность и бескорыстность деяний.

4. Все люди разные.

5. Доброта и счастье – все в наших руках.

Тема добра испокон веков интересовала целые поколения людей. Немалое количество философов и мыслителей спорили по вопросу добра и зла. Сегодня в нашем мире технологий мы все меньше и меньше задумываемся над данными понятиями. Одно можно сказать точно, что эти два понятия неразделимы, одно не существует без другого. Сколько людей, столько и различных мнений. Так что же такое добро?

Кто является по-настоящему добрым? Как сделать мир лучше? Для одного доброта в обычном пожелании доброго утра. Для кого-то другого – небольшая помощь, например, донести незнакомцу сумку, подать руку. Для кого-то еще заключается в хорошем дружеском совете. Для четвертых – это хорошее отношение к животным, помощь бездомным. Можно бесконечно долго перечислять список добрых дел. Доброта может выражаться по-разному. Скорее по-настоящему добрым является тот, кто не делает и не желает зла другим.

В мире и так много нетерпимости и зла, зависти и обид по отношению друг к другу. Иногда надо быть добрее не только к родным и близким, но и к случайным прохожим. Порой достаточно улыбнуться, чтоб сделать день лучше. Самое главное в добрых делах – это бескорыстность и искренность. Нельзя считать, что если сделал что-то для других, то они обязаны сделать что-то взамен. Когда ожидаешь обязательную ответную реакцию, то это порождает только недовольство, озлобленность и зависть. Только искренняя доброта возвращается добром тогда, когда обычно ничего не ожидаешь взамен, но так нуждаешься в этом светлом и теплом чувстве. Ведь добро исходит от самого сердца. Только искренняя улыбка, помощь несут добро другим людям.

Говорят, что лучше всего доброту ощущают маленькие детки. Маленькие сердца не несут в себе негатива. Дети всегда чувствуют хорошее отношение к себе. Мы все рождаемся все добрыми. Однако пока мы взрослеем – с нами приключается немало событий. И не все они, к сожалению, хорошие. Одним везет – они рождаются в благополучных семьях и с молоком матери впитывают все самое хорошее, другим не так везет – они в течение жизни попадают в разные передряги и с течением времени черствеют, становятся агрессивными и жесткими. Каждому из нас необходимо оглянуться вокруг и подумать, что мы делаем для того, чтобы мир стал добрее и отзывчивее, помочь тем, кто действительно в этом нуждается. Ведь в глубине души мы все добры, ведь это заложено в нас и в наших силах измениться. Если каждый из нас внесет свою лепту, то мир станет лучше и светлее.

Доброта делает нас намного счастливее, так как добро и счастье идут бок о бок. Чем лучше относимся к людям, тем лучше они относятся к нам. Если задуматься, то когда сделаешь хорошее, то самому на душе становится солнечно и радостно. Какой бы не приключился с нами плохой, нужно помнить, что все познается на контрасте, не познав зла, не прочувствуешь полную силу добрых деяний. Мир не станет добрее, если люди не пересмотрят свое отношение к жизни. Так что нужно начинать уже сегодня менять себя и все окружающее. Все в наших с вами руках.

Вариант 2

План 

  1. Многолетняя борьба со злом
  2. Жестокость людей к друг – другу
  3. Вечное противостояние в произведении «Фауст»
  4. Тепло семейных отношений
  5. Избежать хамства ради добра 

Добро и зло – это два понятия, которые во все времена всегда идут рядом. Нет, они не союзники, между ними вечная борьба. К сожалению, в нашей жизни, не все так просто как в сказках. Не всегда доброта побеждает темные силы.

За окном ХХI век. Стремительно развиваются высокие технологии, которые значительно облегчают жизнь человека. Вокруг столько прекрасного, нам бы жить и радоваться! Но люди охвачены злобой, ненавистью. Во многих уголках планеты идут войны. И не понятно, для чего причинять боль и заставлять плакать таких, как ты сам.

Нажива, богатство захватили человеческий разум. Ради этого люди готовы обидеть, предать и даже лишить жизни. Не обижайте других, ведь даже незначительная обида может породить великое зло.

В литературных сочинениях, когда автор описывает зло как победителя, это не призыв делать так, как отрицательный герой, это совет задуматься. К примеру, в трагедии Гете «Фауст» показано самую настоящую борьбу. Герой, продавая душу дьяволу, понимает, что последствия могут быть необратимы, но делает этот шаг, ради удовлетворения своих амбиций, ради наживы и распутства. Он обманывает ту, которая безгранично была ему верна и любила всем сердцем. А стоят ли человеческих жертв его поступки?!

Каждый читатель должен задуматься о том, что нельзя достигать своих целей топча чувства и принципы окружающих. Борьба любви и ненависти, уважения и неприязни может проявляться и в семейных отношениях. По-моему, нет ничего страшнее, когда родные и близкие люди причиняют друг другу боль. Ведь семья это счастье, тепло любящих сердец. А когда эти сердца черствеют, это огромная проблема. От нее нельзя убегать без решения. В повести Гоголя «Утопленница», как раз описано такая беда. В событиях произведения замешена нечистая сила, и это может показаться сказкой. Но автору удается донести до читателя мысль, что следуя своим эгоистичным желаниям, мы можем погубить самых родных людей. Отец, не поверивший своей дочери, которую оклеветала мачеха-ведьма, выгоняет ее из дому. Свою родную кровь он толкает на самоубийство из-за того, что молодая жена и плотские утехи у него на первом месте.

Оглянитесь! Возможно рядом с вами тот, кто нуждается в хорошем слове, добром поступке. Начните менять свое восприятие некоторых вещей в жизни. Мне кажется, что раздражительность и хамство, которое я часто вижу среди людей на улице, в транспорте, в магазинах, они озлобляют. Не идите на поводу у зачинщика ссоры. Помните, чем меньше негатива выплеснет каждый из нас, тем добрее будет мир.

Вариант 3

Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловечную теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание “идеи крови по совести”, когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В романе Раскольников и Соня – это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Вариант 4

Добро и зло – два вечно противоборствующих “мира”. Стоит задуматься, легко ли различать добро и зло? Легко ли понять, когда добро настоящее, а не фальшивое? Вот об этом Сократ сказал: «Высшая мудрость — различать добро и зло». Разберемся в понятиях “добро” и “зло”. На мой взгляд, добро проявляется в хороших поступках, а зло, напротив, в жестоких деяниях, которые могут причинить человеку боль, помочь разобраться в этом человеку помогает его совесть, соседствующая с мудростью.

Это такая яркая, актуальная проблема, что каждый писатель затрагивал её, пытался раскрыть по-своему, показать свое отношение к этой проблеме. Одним из таких писателей является И.А.Гончаров. В романе “Обломов” он показывает, что значит совершать добро. Андрей Штольц — добрый человек. Жизнь его была нелегкой. Отец был достаточно строгим: он отправил Андрея в столицу, сказав, что всего в этой жизни юноша должен добиться сам. Однако герой не растерялся и начал устраивать свою жизнь. В отличие от главного героя, Ильи Обломова, который пролёживал бока на любимом диване, Штольц — энергичный, деятельный и мудрый человек. Андрей пытался вызволить друга из неподвижности, “поднимал” с дивана, помогал разбираться в делах его имения, водил Обломова по мероприятиям. Но все попытки «оживить» Илью были тщетны. Штольц продолжил делать добро и после смерти Обломова: взял на себя воспитание его сына.

Этим примером Гончаров подводит нас к мысли, что добрый человек будет стараться помочь тому, кто нуждается в его помощи, даже если будет понимать, что результата скорее всего не будет. Поведение Штольца  – это и есть добро, которое достойно уважения. Штольцу хватило мудрости различить добро и зло, а Обломову, к сожалению, нет, его “злом” оказалась лень. 

Проявлением зла, на мой взгляд, также является месть… Мне вспоминается герой повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” Алексей Швабрин. Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, то Алексей сразу же перешёл на сторону мятежников. Тогда Швабрин не догадывался, что он является всего лишь игрушкой в руках предводителя восстания. Во время казни своих соратников Швабрин что-то шептал Пугачеву, после чего был вынесен приговор — казнить Петра Гринева без всяких обсуждений. Причина такого поступка крылась в том, что Швабрин хотел избавиться от соперника. Он мстил Петру за то, что Мария относилась к нему безразлично и холодно.

Не менее ярким является эпизод, в котором Алексей спровоцировал Петра на дуэль. Гринев был молод и недостаточно опытен, а Швабрин был старше и больше понимал. Вызвать на дуэль Петра, понимая свое превосходство, было бесчестно. Однако Швабрин не остановился: он рассказал об этой дуэли отцу Гринева, чтобы тот перевел сына в другой полк, тем самым разлучив Марию и Петра. Как мы видим в финале произведения Швабрин ничего не добился своей местью: влюбленные Маша и Петр не отказались друг от друга. Швабрин пытался потешить свое самолюбие через месть, унижение, оскорбление и причинение боли другим, но в итоге лишился всего и был арестован. Невозможно оправдать поведение данного героя, поскольку эгоизм и желание отомстить уничтожили в нем человечность.

Этот пример показывает, что месть – вот истинное зло. Даже жизненный опыт не помог Швабрину понять, что он поступает плохо, а молодой Гринев оказался мудрым и совестливым человеком, вовремя сумевшим осознать, что честь, верность, отвага –  это есть добро.

Нужно быть мудрым человеком, чтобы отличить добро от зла. Не всем людям хватает этой мудрости, даже если они прожили долгую жизнь. Задача каждого человека ежечасно бороться со злом и становиться лучше. Это не так просто, но важно понимать: только путь добра может привести человека к счастью.

 В чем будут ходить в школу в 2020 году. Смотрите!

0

Просмотров: 6494

Автор публикации

не в сети 9 часов

admin

2
Комментарии: 0Публикации: 766Регистрация: 27-12-2018
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *