Сочинение 11 класс на тему Гордость и смирение - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

By in
Сочинение 11 класс на тему Гордость и смирение - примеры, шаблоны, направления для допуска к ЕГЭ от ФИПИ

Темы по направлению «Гордость и смирение»:

  • Чем отличается гордость от гордыни?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Какого человека называют гордым?
  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  • Стоит ли терпеть обиды?
  • Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения – тщеславие; смирение без гордости – униженность?
  • Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Гордость – это положительное или отрицательное чувство?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как связаны сила духа и гордость?
  • Согласны ли вы с утверждением: “Смирение — вот противоядие от стыда”?
  • Помогает ли смирение понять себя?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
  • Как вы понимаете смысл высказывания “Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье”?
  • Как вы понимаете значение высказывания “Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива”
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Что такое мнимая гордость?
  • Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?

Аргументы по направлению «Гордость и смирение»

«Дубровский» А.С. Пушкин

Кирилла Петрович Троекуров представлен знатным и богатым барином, живущим в собственном поместье Покровское. Он имеет крутой нрав, держит в страхе всех соседей. Не боится его только бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии. Оба героя – вдовцы с детьми и бывшие сослуживцы. Троекуров хочет выдать свою дочь Машу замуж за сына Дубровского Владимира.

Ссорятся друзья из-за неожиданной размолвки. Дубровский очень горд и независим, что только способствует усугублению сложившейся ситуации. Троекуров показывает свою всесильность и властность – принимает решение лишить Дубровского его имения, поручая заседателю Шабашкину найти «законные» основания для осуществления своего плана.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Героиня Татьяна представлена в роли светской дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда.

Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любой ребенок связан со своими родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.

Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеет собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.

О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»

Отчаяние Натальи не имеет пределов. Ее жизнь стала бессмысленной, поскольку нет взаимной любви и верности со стороны Григория.
Идя домой, Наталья встретила Ильиничну и рассказала ей о своих намерениях. Она сообщила, что беременна, но не зависимо от того будут ли они с Григорием вместе, детей от него больше иметь не хочет.

Ее гордыня и оскорбления мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от Григория, который ей изменял. Аборт деревенская бабка сделала неудачно, и героиня умерла.

В романе описание последних минут жизни Натальи вызывает глубочайшее трагическое напряжение. Силы покидали ее, лежащую покорно в страданиях. Наталья прощалась со всем дорогим, что было у нее: с детьми, с «единственным» Григорием. Перед тем как умереть, она простила неверного мужа, любовь оказалась сильнее обиды. Когда Наталья прощалась с детьми, то приказала Мишатке поцеловать отца за нее и передать просьбу заботиться о них.

Наталья любила Григория всем сердцем, жила ним. Она создавала свое семейное счастье, которое стало единственным смыслом жизни. За разрушением построенного Натальей мира последовала гибель героини.

Л. Улицкая «Бедные родственники»

В воспоминаниях Людмилы Улицкой часто проигрывается один и тот же сюжет – бабушка, перед тем как начать что-то рассказывать, зовет ее на середину комнаты, опасаясь, что соседи могут подслушать разговор и донести. «Бедные родственники» – это название отлично подходит для описания климата, царившего в семьях в 50-ых годах. В те времена одни думали о будущем и строили планы, другие жили одним днем, отдаваясь своей любви и страсти, например, как Бронька и Ирочка. Первая грешила, была унижена, но, вместе с тем любима, познавшая радость материнства. Вторая жила правильно, как это полагалось, но уходя от Броньки, она осознает, что взяла от жизни самою малость.

Тщеславие в книге показано на примере жизни Симки, которая любит хвастаться вещами и расхваливать их. У нее только все самое лучшее: и тряпки, и покойный муж. Симка самовлюбленная героиня, гордость которой в одно мгновение перерастает в ненависть к собственной дочери.

Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Лизавета была полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.

Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.

Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Промысл.

Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.

Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.

На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.

О Генри «Дары волхвов»

Сложная жизненная ситуация возникла у Деллы и Джима: безденежье в канун Рождества, подарки купить не за что. Герои не отчаивались – каждый задумал, чего бы это ему не стояло, сделает приятный сюрприз своему любимому человеку. Делла решила попрощаться со своими волосами и за полученные деньги выбрала цепочку для часов своего мужа. Джин расстался с золотыми часами и приобрел гребень для любимой.

Семья Джеймс Диллингем Юнг была богата двумя сокровищами, которыми они гордились: золотыми часами, доставшимися в наследство Джину от отца и деда, и волосами, подаренными Делле природой. Чтобы подготовить подарок для своей второй половинки, оба героя были готовы отдать самое ценное.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Что называют любовью к Родине? Это сочетание гордости за ее историческое прошлое, любви к родному краю (местности, городу), к культурному наследию, к монументам и обелискам. К патриотизму невозможно призвать, его нужно воспитать. Начать можно с преподавания школьных уроков истории на конкретных примерах: рассказах о революционном прошлом, культурном и историческом достоянии. Забота – главный инструмент в воспитании любви к родному краю и духовной привязанности к Родине. Должна быть развита наука культурной экологии. На человека воздействует не только окружающая среда, но и социум. Это следует тщательно изучать.

Человек, не имеющий корней на своей Родине, в своем городе, подобен растению из степи – перекати-полю.

Бекки Шарп из «Ярмарки Тщеславия» У. Теккерея

О гордости и смирении рассуждает Теккерей в романе «Ярмарка Тщеславия». Героиня произведения Б. Ш. – дочь французской танцовщицы и учителя рисования разными методами борется за свое место под солнцем. В зависимости от ситуации, она то представляется в образе обворожительной сердцеедки, то прикидывается глупенькой смиренной невеждой, слабо владеющей французским языком, который на самом деле знает в совершенстве. Бекки холодна, расчетлива, готова на все ради достижения поставленной цели. Только покорение очередной вершины приносит ей радость. Но и проигрыш она умеет принимать мужественно – смиряется, когда видит полное отсутствие перспектив на победу.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И. Куприн «Яма»
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Зарубежная литература

  • Э. Бронте «Грозовой перевал»
  • М. Митчелл «Унесённые ветром»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

Пытайтесь при написании итогового сочинения Гордость и смирение, использовать максимально приближенные примеры для данной темы.Не нужно в погоне за большим количеством слов в сочинении “лить воду”, принося в сочинение свои мысли, воспоминания и тд.

Приводите при написании итогового сочинения примеры из литературы, это заметно поднимет ваши шансы на хорошую оценку, местами можно приводить отдельные цитаты.

Вариант 1

Гордость и гордыня – похожие по звучанию понятия, однако совсем разные по значению. Гордость – качество, при котором человек способен сохранить собственное достоинство в любой жизненной ситуации. Он не дает каких-либо компромиссов окружающим, которые унижают его. Гордыня – отрицательная черта, которая выражается в высоком самомнении человека, завышенной самооценке. Такая личность не знает, что такое смирение и излишняя скромность. И как же понять, когда в человеке проявляется положительное качество, а когда – отрицательное?

Например, Максим Горький в произведении «Старуха Изергиль» раскрыл, чем же отличается гордость и гордыню. Для этого он ввел два совершенно разных образа. Данко — гордая личность. Его не волновали упреки и злоба окружающих, потому что он понимал важность своего предназначения. Именно Данко решил вывести свой родной народ к свету, возродил его. Даже после отказа племени идти за ним герой доказал свою правоту, вырвав сердце, чтобы осветить путь. Из этого следует, что герой верил в себя и свои силы. Он не пытался доказать свою точку зрения с помощью бессмысленных споров, а сделал все на деле. Данко гнул свою линию, забыв о негативе окружающих. И только когда герой оказался прав, то наконец-то начал гордиться своим поступком. В этот момент он почувствовал свое превосходство над другими. Но совсем иным предстает Ларра, тоже ключевой персонаж произведения «Старуха Изергиль».

Герой после отказа быть с ним убил девушку, даже не почувствовав вину. Причина этому заключается в гордыне, в его ощущении превосходства над всеми. Только со времен он осознал свою ошибку, когда люди изгнали его из племени. Он начал бесцельно скитаться, не найдя предназначение в жизни. Читатель благодаря этому рассказу осознает различие гордого человека и личности, одержимого гордыней: первый не слышит ропота толпы до самого конца, не принижает себя, а второй тип людей идет по головам, не считается с мнением других.

Также подобную тему поднимал Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой придумал теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», исходя из собственных интересов, а не заботе об обществе. Раскольников упивается собственной гордыней, считая, что именно он властитель судеб, который может главенствовать над остальными. Жить или погибнуть, быть полезным или нет? – стремясь ответить на собственные вопросы, Родион лишает жизни старуху-процентщицу и Лизавету, ее сестру.

На этом примере читатель понимает, до чего может довести нездоровая гордыня. Даже после убийства главный герой до последнего не осознает ужаса того, что он совершил. А все почему? Потому что гордыня ослепила его, и выбраться из омута помогла лишь любовь Сонечки Мармеладовой. В семье Раскольниковых была гордая девушка – Дуня, которая до самого конца не позволяла использовать ее, не принимала денег от Свидригайлова. Также она отказалась от свадьбы с Лужиным, когда осознала, что он не уважает ни ее, ни семью. Чуткость девушки и понимание собственной важности помогли ей принять важные решения, не ставя себя выше других. В Дуне проявляется именно здоровая гордость в собственных интересах. Она не навязывала собственные интересы другим, не диктовала собственную волю, признавала ошибки. Это – положительное качество.

Таким образом, можно сделать вывод, что гордыня и гордость, пусть и чем-то похожи в отдельных моментах, но все равно кардинально отличаются. Гордость в здоровом ее проявлении никогда не помешает жизням других людей, а наоборот поможет сделать правильный выбор. Гордыня – одержимость, фанатичная вера, которая уничтожает не только человека изнутри (сумасшествие Раскольникова), но и задевает чужие судьбы. Когда личность ставит себя выше всех норм морали, правил и ценностей, то в этом и заключается определение понятия гордыни. Необходимо уважать не только себя, но и свое окружение – вот и главные различия этих качеств.

Вариант 2

“Гордость и смирение”

Если гордость – сила, способная возвысить человека, то, получается, смирение – проявление душевной слабости? Действительно, практически все известные нам исторические личности проявили себя как герои, показав, какая у них огромная гордость. Но с обыкновенным человеком так происходит не всегда. Чувство собственного достоинства порой портит человека, делает его отрешенным из общества, где многие равны, а он, как некий король без собственных подданных. Да, в смирении нередко больше силы, чем в проявлении гордости. А где сила нравственная, там и правда. Но как же понять, где человеку следовало принять собственную судьбу, а где отстоять собственное «я» в попытках добиться счастье?

Вспомним главную героиню романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», Соню Мармеладову. Ради спасения семьи она пожертвовала собою, пойдя по «желтому билету». Она оказалась в том положении, в котором можно найти девушку уже совершенно отчаявшуюся. Но Сонечку в ложе пошлости загнала мать, чтобы спасти обедневшую семью: пьяницу-отца, больную чахоткой мать, беспомощных детей. Девушка могла уйти от них, и ей хватило бы силы воли оказаться в лучшем для нее окружении, возможно, выйти замуж и не знать никогда бедности. Но смирение перед судьбой, перед решением, принятым не ею, показало не ее слабость, а бесконечную любовь к родственникам. Гордость должна уйти, когда твои близкие оказались в беде, и только ты можешь вытащить их из омута.

Да, сильная личность не согнется и не сломается, не пойдет на уступки, оказавшись в тяжелой ситуации. Но иногда это не все проявления этого качества, иногда оно становится отрицательным. Соня понимает это, и показывает светлый путь другому отчаявшемуся человеку, поглощенному излишней гордостью, Родиону Раскольникову. Живя в маленькой «коморке», герой просто не может справиться с навалившейся нищетой, ведь гордость переполняет и его внутреннюю «коморку», где горит огонь гордости и важности собственного «я» над всеми.

Отрицая общечеловеческие ценности, Родион не как Базаров, который пытается изменить мир через призму собственных убеждений, а лишь из чувства собственной важности проверяет свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Гордость уничтожила в нем человека, в нем появилось уже больное самолюбие. Он разрешает себе забыть о морали, отрицая важные человеческие качества: доброту, помощь и заботу о ближнем. Соня спасла его, та самая девушка, которая выбрала смирение, которое воспринимается как отсутствие силы воли. Она глубоко религиозна, и, в отличие от него, переступила не через других ради себя, а забыла о себе из-за других. Это совершенно разные люди, которые сошлись из-за одной маленькой детали в характере Раскольникова. Он, как и Мармеладова, любит свою семью и ради нее готов на многое. Оба великие грешники, они смогли искупить свой грех в служении друг другу и нахождении истины. Сонечка приходит к пониманию того, что все же не спасла семью, принеся себя и свою судьбу в жертву. Иллюзии и груз ответственности поглотили ее, и Раскольников смог отрезвить возвышенную не в реальности девушку. Сам же он осознал тяжесть собственных преступлений, понял, что является «тварью дрожащей», о которой он так отрицательно отзывался. Перед ним возникает вопрос, что же делает с погубленной сумасшествием жизнью? И Сонечка находит ему ответ. Нужно просто жить, забыв о прошедших годах и совершенных грехах.

Гордость, гордыня, самомнение, чувство собственной важности – все эти слова такие похожие, но одновременно такие разные. Одно – это проявление настоящей силы, любви к себе. Другое – убийственное чувство как для самого человека, так и для общества вокруг него. Одно резко может перейти в другое, но затем обратно вернуться в исходное положение. Здесь главную роль сыграет общество: если оно не захочет принимать возвысившегося над другими человека, то он останется в плену собственного «я», будет изгнан, словно герой из повести «Старуха Изергиль» Максима Горького. А если окружающие поймут ошибку затерявшейся личности, примут его и дадут ему прежний свет в душе, то человек останется сильной личностью, способной на великие положительные поступки.

Вариант 3

Что понимается людьми под гордостью?

Иногда это положительная черта, осознание человеком его собственного достоинства или радость за свои и чужие успехи, достижения. Но порой гордость бывает неоправданной, отражает неадекватную, завышенную самооценку человека. Он начинает ставить себя выше окружающих его людей, думает, что он лучше. Тогда гордость становится гордыней. В этом случае её противоположностью является смирение. Смирение – это осознание совершённых ошибок, искреннее раскаяние за них и готовность принять свою долю, какой бы тяжёлой она ни была.

Тема гордости и смирения не раз поднималась в мировой литературе. Обратимся, к примеру, к роману Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения, Родион Раскольников, задаётся вопросом: может ли человек позволить себе совершать безнравственные, антиморальные поступки ради великих дел? Он рассуждает о том, что многие великие люди шли к своей цели и не гнушались при этом даже убийством невинных людей. Однако, как замечает Раскольников, никто не помнит об их злодеяниях, а видят лишь величие этих людей. Он делает вывод, что ради благой цели можно совершать низкие поступки.

Свою теорию Родион пробует на себе сам: он убивает старуху из якобы добрых побуждений. В этом момент неоправданная гордость застилает ему глаза, он думает, что лучше и выше многих других людей, «дрожащих тварей», а потому ему позволено всё. Однако со временем он с помощью Сони Мармеладовой понимает, насколько ужасный поступок совершил. Раскольников признаётся в преступлении и принимает своё наказание, отбывая на каторгу. Позже к нему приходит настоящее раскаяние за содеянное, он жалеет об убийстве невинного человека, а потому не сетует на судьбу, а смиренно принимает всё, что выпадает в дальнейшем на его долю. Раскольников понимает, что каким бы великим ни был человек, это не смоет его грехов. Он также понимает, что убийство женщины не сделало его великим, и признаёт, что был ослеплён собственной гордостью. На протяжении романа мы видим, как на смену непомерной гордости к Родиону приходит смирение.

Таким образом, гордость может быть как хорошим качеством, так и плохим, когда она не оправдана. Излишне горделивый человек ставит себя выше всех, кто его окружает, и потому думает, будто ему всё позволено. Избавиться от такой гордыни помогает только смирение, когда человек становится способен признать свои ошибки, раскаяться и понести всю ответственность за то, что он совершил.

Вариант 4

Мне кажется, что есть роман с похожим названием… Но в этом сочинении всё построено на противоположности понятий. Есть гордые люди, которые из-за намека на неуважение могут полезть в драку, а есть смиренные, которые даже намеренное оскорбление готовы принять. Для меня это мушкетер и монах.

Оба эти образа по-своему хороши. Все не могут быть теми же монахами! Все разные… Мушкетеры были помешаны на понятии чести (своей, дамы, короля), сразу её бросались отстаивать. Так они проявляли смелость. Но дуэлей было!.. Их ведь даже запретили. Все должны были уважительно относиться к этим людям, чтобы не задеть их гордость. На ногу наступили – дуэль, не поздоровались – тоже. Конечно, эти люди «перегибали». Но просто все они были молодыми и полными сил. Вот и рисковали, и заботились о своем самоутверждении… А самураи тоже ведь, хоть специально в драку не лезли, но от гордости (и обычаев) делали себе харакири. То есть лучше вспороть себе живот, чем жить оскорбленным.

С другой стороны – люди, которые стараются подняться над своим эго. Их, считается, не получится ни у кого оскорбить. Они не «берут» негатив, прощают обидчиков, всегда думают, чем сами виноваты. Монахи намеренно воспринимают все смиренно, ломают свою гордость. Если это их выбор, то хорошо. Но есть и просто очень скромные, безропотные люди, на которых все начинают просто «ездить» бессовестно. Всё равно стерпят!

Иногда гордость проявляется в том, что человек не хочет принимать помощь. Типа я такой сам «крутой», справлюсь. А окружающие просто хотят для гордеца сделать доброе дело. Скромность бывает ложная, показная, то есть человек проявляет её не там, где надо, чтобы только покрасоваться. Я слышал, что женщина развелась из-за того с мужем, что он однажды не встретил её в аэропорту. Гордая! А другая всё от вредного мужа терпела. Смиренная… В наших сказках удача на стороне смиренных обычно. Вот Золушка со смиреньем принимала все испытания от мачехи. Или тот же Гарри, который Поттер. Тоже жил под лестницей скромно. Но после, зато, им судьба подкинула приз. Про гордых, возможно, больше в восточных сказках написано. Не могу точно сказать. Но вот у Дюма, например, герои – искатели приключений.

Вариант 5

Если гордость — это показатель высокой самооценки, то смирение — свидетельство низкой. Это состояние, когда человек готов принять и понять все, что угодно. Обычно такие люди добры и снисходительны, они помогают своему окружению задаром и становятся своеобразными рабами своей отзывчивости. Подтверждение этому мы можем найти в отечественной литературе.

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский создаёт образ доброго, светлого юноши Алексея Карамазова. Единственный из трёх братьев, кто сочувственно относится к своему отцу, он пытается примирить всех членов своей семьи. На долю Алексея выпадает немало испытаний, с которыми он справляется, не утратив природной доброты. Алёше не удалось спасти ни отца, ни двух братьев, один из которых оказывается в тюрьме, другой – сходит с ума от непримиримых противоречий, терзающих его душу. Но смирение в романе не беспомощно: Алексей всё это время поддерживал окружающих людей, семью, и знакомых. Но один он не в силах помочь всем, поэтому в романе происходит убийство его отца, а затем и один из братьев принимает на себя вину за его убийство.

Одним из главных воплощений добра и истиной христианской добродетели стал герой Ф. М Достоевского – князь Лев Николаевич Мышкин. С первых строк романа «Идиот» перед нами предстаёт человек, невольно привлекающий внимание к себе. Бедно одетый, имеющий титул князя, он едет в общем вагоне со своим антагонистом Рогожиным, едет засвидетельствовать своё почтение богатым родственникам. Не просить покровительства или денежной помощи, не потешить своё самолюбие знатными связями, а обрести близких людей.
На протяжении всего повествования Мышкин сочувствует всем бедным и заблудшим душам, встреченным на пути. Проявляет великое человеколюбие, не озлобляясь, когда Рогожин хочет убить его. Но пытается найти путь к сердцу этого почти безумного человека, сделавшись его названым братом. Меж тем, сам Мышкин нуждается в покое и бережном отношении к своему здоровью. Он, как и Достоевский, страдает эпилепсией. Но больше всего его сочувствия достойна Настасья Филипповна. Только увидев её фотографию, князь понимает, что перед ним необычный человек. Ради неё Мышкин жертвует своей настоящей любовью. Узнав князя близко, симпатией к нему проникается младшая из сестёр Епанчиных – Аглая. Это чувство взаимно. Но по сюжету романа сердце Мышкина, переполнившись сочувствием к окончательно запутавшейся женщине, заставляет его выбрать Настасью Филипповну. Но он не смог спасти ни её, ни Рогожина, и сам вернулся в глубоко болезненное состояние, из которого более не выходил.
Таким образом, и смирение, и гордость можно встретить в каждом человеке. В одной ситуации герой поведёт себя так, в другой – иначе. Главное, чтобы ни то, ни другое чувство не становилось препятствием к гармоничному существованию с собой и другими людьми. 

 В чем будут ходить в школу в 2020 году. Смотрите!

 

0

Просмотров: 4354

Автор публикации

не в сети 10 часов

admin

2
Комментарии: 0Публикации: 766Регистрация: 27-12-2018
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *