Сочинение 10 класс на тему Лермонтов (Лирика Лермонтова) – примеры, шаблоны, темы и направления

Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах.
Его знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”. В стихотворении “Бородино” рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что поэт сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата (“Постой-ка, брат мусью”) подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною…”. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый-дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятии мира, такая же, которую он показал в своем романе.
“Герой нашего времени”. В душе Лермонтова был свой идеальный, особый мир, который резко отличался от действительности. “В уме своем я создал мир иной…”. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума”). “Дума” — поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишии высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…

Последующие четверостишия развивают и доказывают мысль, высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви …

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства…
Мы иссушили ум наукою бесплодной…
К добру и злу послушно равнодушны…

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи”.

Вариант 2

Сочинение Философская лирика Лермонтова

Творческое наследие замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова в основном составляют лирические тексты. Если внимательно проанализировать их тематику, то придешь к выводу, что на какую бы тему поэт не писал – все равно в каждом его тексте скрыт глубинный философский подтекст.

Этот подтекст очень легко узнать по лексике из ряда страданий и одиночества, по звукописи, которая создает унылый ритм.

Почему Лермонтов писал именно так? Попробуем разобраться в том непростом вопросе.

Во-первых, время, когда жил и творил поэт было сложным и непонятным в том плане, что нельзя было высказывать свою индивидуальность. Поэтому многие творческие люди глубоко «уходили в себя». Свои мысли и чувства они выплескивали в стихах.

Во-вторых, Лермонтов одинок на протяжении всей жизни. Самый страшный удар для него случился в раннем возрасте, когда на этом свете не стало его матушки…. Понятно, что эту утрату он пронес через всю жизнь и творчество.

В-третьих, У Михаила Юрьевича нет единомышленников. Он, как бы «синий чулок», в обществе. Его не понимают, поэтому он подобно страннику идет куда-то и пытается, там, впереди, найти свет в конце тоннеля.

В-четвертых, Россия для Михаила Юрьевича – страна «рабов и господ», поэтому стихотворение «Смерть поэта» было строжайше запрещено цензурой.

В-пятых, для Лермонтова Россия двояка. С одной стороны это высокое общество, а с другой – простой крестьянин. Ему вторая Россия более близка. Он ее по-своему, странно любит. Это для него важная составляющая жизни.

Остановимся подробнее на отношении поэта к Родине. Он в своих произведениях выражает горькие мысли о судьбах страны. Ему кажется, да оно и есть так на самом деле, что Россия достойна лучшего пути развития и лучших правителей.

Из этого вопроса плавно вытекает тема отношения общества к человеку творческому, а если быть более конкретным, то тема поэта и толпы.

Этот вопрос очень волнует Михаила Юрьевича, поэтому он враждебно и даже, можно сказать, с агрессией выражает свои эмоции по этому поводу. Если обратиться к биографии поэта, то несложно заметить, что подобные критические моменты он переживал сам и не один раз. Самым показательным в этом отношении является стихотворение с говорящим названием «Пророк».

В названном тексте классик 19 века рассуждает о непонимании, неверии и недоверии. Ведь человек – это существо социальное, а потому ему важно общество и его место в нем. А когда общество выстраивает стену, и ты бьешься об нее – это очень и очень сложно.

Таким образом, философская лирика Михаила Юрьевича Лермонтова – это неоднородный по своей структуре сплав. В нем множество темных красок и безрадостных моментов. В нем нет светлых тонов, потому что поэт разочарован в будущем. Он разочарован и раздавлен. Отсюда-то и вытекают мотивы, которые начисто лишены ноток радости и надежды.

Лучшими стихотворениями поэта, относящимися к философской лирике можно считать «Поэт» и «Смерть поэта».

Вариант 3

Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний. Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого мира. Качественно новым было противопоставление общественного и частного, чего не было в сентиментализме. Безусловно, каждый писатель наделял своего лирического героя уникальными чертами. Например, герои Жуковского не противостоят реальности, а принимают её; Батюшков в своём творчестве создал условную модель идеального мира, в котором поэты всех времён выступают неком неделимым соединением. У Рылеева герои сталкиваются со всепоглощающим одиночеством. Лермонтов же, в чьих произведениях воплотились идеалы как первой, так и второй волны романтизма, создал «хрестоматийный» образ героя романтизма. Несмотря на то, что писатель работал во многих жанрах (роман, поэма, пьеса), наиболее полно идеалы романтизма воплощены в лирике Лермонтова.
Стоит отметить, что от других поэтов того времени его отличал внутренний пафос произведений, скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.

Раннее творчество

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:

«Клерон уж совершил дозор обычный свой,

Давно у фортепьян не распевает ФеIля…

Последняя свеча на койке Беливеля

Угасла…»

«Ода к нужнику», 1828

Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни.
В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:

«Он верил темным предсказаньям,

И талисманам, и любви,

И неестественным желаньям

Он отдал в жертву дни свои. –

И в нем душа запас хранила

Блаженства, муки и страстей.

Он умер. Здесь его могила.

Он не был создан для людей».

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

Лермонтов и Байрон

Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:

«Кто жил одной любовью, погубил

Все в жизни для нее, а все любил…

Что время не могло унесть любовь!»

«Подражание Байрону», 1830.

М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник».

Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

«Светает – вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»

«Утро на Кавказе», 1829.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я снова посвящаю стих небрежный…

И мысль моя, свободна и легка,

Бродила по утесам, где, блистая

Лучом зари, сбирались облака,

Туманные вершины омрачая,

Косматые, как перья шишака».

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

«Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою

Но теперь я от счастья устал,

Но теперь никого не люблю».

«Поцелуями прежде считал»,1832.

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).

«Что толку жить!… Без приключений

И с приключеньями – тоска».

«Что толку жить…», 1832

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

«Безумец я ! вы правы, правы!

Смешно бессмертье на земли.

Как смел желать я громкой славы,

Когда вы счастливы в пыли!

Нет… мне ли властвовать умами,

Всю жизнь на то употребя? –

Пускай возвышусь я над вами,

Но удалюсь ли от себя?

«Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.

В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, котрой свет

Внимал в немом благоговенье?

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.

«Моё грядущее в тумане…

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей?»

«Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.

«Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И как преступник перед казнью

Ищу кругом души родной;

Душа усталая моя;

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия».

«Гляжу на будущность с боязнью», 1837.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

«Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет;

Где нет ни ожиданий, ни страстей,

Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

Пускай меня обхватит целый ад,

Пусть буду мучиться, я рад, я рад,

Хотя бы вдвое против прошлых дней,

Но только дальше, дальше от людей».

Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.

Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

Проведённый анализ творчества раскрывает образ лирики поэта и её своеобразие. Эта информация поможет учащимся 9-10 классов при подготовке к уроку сочинения на тему «Лирика Лермонтова».

Автор публикации

не в сети 2 дня

admin

Комментарии: 0Публикации: 1430Регистрация: 27-12-2018
Загрузка ...
Околица
Авторизация
*
*
Генерация пароля