Безопасные дороги. Есть ли такие?

В столице Приморского края Владивостоке, где с 4 по 6 сентября проходил Восточный экономический форум, количество погибших в дорожных авариях в августе сократилось практически на четверть. И это действительно достижение, если принять во внимание тот факт, что с начала этого года, по статистике Госавтоинспекции, количество аварий в крае, а также число погибших и раненых в этих авариях растет. Всего с января произошло 1929 ДТП, что на 12,5 процентов больше, чем годом ранее. В них погибли 188 человек, что на 4,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ранения получили 2424 человека, что на 10,7 процентов больше.

Примечательно, что и прошлый год Приморский край закончил с ростом и аварийности, и количества погибших и раненых. Всего за 2018 год в крае произошло 2867 ДТП, что на 2,9 процента больше, чем годом ранее. В них погибло 310 человек. Рост составил 17,4 процента. Получили ранения 3607 человек – на 4,4 процента превышает показатель 2017 года.

По всей видимости, резкое снижение аварийности и количества погибших связано именно с подготовкой к Форуму, когда все службы активно работали.

Одна из причин высокой аварийности – состояние дорог. Так, на заседании Президиума Государственного совета, посвященному национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, Владимир Путин напомнил, что до 2024 согласно национальному проекту “Безопасные и качественные автомобильные дороги” и федеральному проекту “Безопасность дорожного движения” смертность на дорогах необходимо снизить почти в четыре раза. В связи с этим на Дальнем Востоке надо обратить особое внимание как раз на местные дороги, потому что 70 процентов дорожно-транспортных происшествий и 45 процентов аварий с погибшими, по данным ГИБДД, происходят именно на них.

К сожалению, за восемь месяцев только в четырех регионах из 11 Дальневосточного округа количество погибших в авариях снизилось. Рекордными темпами аварийность снижается в Еврейском автономном округе.

За восемь месяцев количество аварий сократилось на 19,1 процента и составило 140 ДТП. Количество погибших в них сократилось на 39,1 процента и составило 14 человек. Количество раненых сократилось на 14,6 процента. В авариях получили травмы 182 человека. По мнению губернатора ЕАО Александра Левинталя, которое он высказал СМИ в кулуарах форума, достичь такого сокращения удалось благодаря заключению концессии на развертывание системы фото – видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Он отметил, что округ сделал ставку на безопасность и не прогадал. Именно поэтому в этом году аварийность в округе стремительно сокращается.

Напомним, что согласно национальному проекту “Безопасные и качественные автомобильные дороги” и федеральному проекту “Безопасность дорожного движения” безопасности дорожного движения к 2024 году социальный риск от ДТП необходимо снизить до 4 погибших на 100 тысяч населения. По итогам прошлого года в среднем по России этот риск составлял 12,5 погибших на 100 тысяч населения. А в ЕАО – почти 20 погибших на 100 тысяч населения. Каким он будет к концу этого года – судить пока рано. Но точно ниже, если не произойдет каких-нибудь страшных аварий с автобусами.

Регулярно снижается аварийность и количество жертв в Сахалинской области. Так, по итогам восьми месяцев количество аварий здесь сократилось на 12,2 процента. Всего произошло 388 ДТП. В них погибли 45 человек, а это на 18,2 процента меньше, чем годом ранее. Число пострадавших снизилось на 2,6 процента и составило 521 человек. Примечательно, что и по итогам прошлого года в Сахалинской области наблюдалось снижение всех показателей. Однако с социальным риском здесь далеко не все в порядке. Он по итогам прошлого года составлял 19 погибших на 100 тысяч населения.

Зато социальный риск в республике Саха (Якутия) такой же, как и в среднем по России, то есть 12 погибших на 100 тысяч населения. И если прошлый год республика закончила с ростом числа погибших, то за восемь месяцев этого года ей удалось заметно снизить этот показатель. Почти на 22 процента сократилось количество погибших на дорогах Якутии за это время. Всего же жертвами ДТП стали 57 человек.

Надо сказать, что поставленную Национальным и федеральным проектами задачу уже достигли несколько регионов. Конечно, в первую очередь, это Москва, где социальный риск по итогам прошлого года составил 3,7 погибших на 100 тысяч населения. Вот и за восемь месяцев этого года в столице наблюдается снижение всех показателей. Аварийность, правда, снизилась не на много – всего на 2 процента – и составила 5523 ДТП. Но количество погибших в этих авариях сократилось на 6,6 процента. Всего погибших – 271 человек.

Если бы проблема аварийности решалась одними камерами фотовидеофиксации нарушений, в Москве уже давно должна была быть нулевая смертность от ДТП. Ибо камер здесь – рекордное количество. И это количество все время растет. Очевидно, что при увеличении трафика на дорогах необходимо изыскивать все более изощренные способы снижения аварийности. Потому что традиционные меры – повышение ответственности, установление контроля за все большим количеством участков – рано или поздно исчерпают себя.

Так, например, в столице за 8 месяцев этого года зафиксировано снижение основных показателей аварийности в контролируемых местах концентрации ДТП. Количество аварий снизилось на 57 процентов. Погибших – на 67 процентов, при этом не погибло ни одного ребенка. Число раненых сократилось на 53 процента, в том числе, детей – на 35 процентов.

Кроме того, удалось ликвидировать 155 мест концентрации дорожных аварий, образовавшихся по итогам 2017 года.

Однако количество мест концентрации ДТП может и увеличится. Ведь в результате активного ремонта дорог на них стали появляться так называемые островки безопасности, которые ничем не огорожены, о которых не предупреждают знаки. В результате в этих местах уже происходит довольно большое количество аварий. Правда, пока без жертв. Чтобы такие места вовсе не появлялись на дорогах, необходимо в кратчайшие сроки на законодательном уровне закрепить за Госавтоинспекцией полномочия по согласованию комплексных схем организации дорожного движения. Иначе потом устранять недочеты этих схем, реализованных в жизни, будет дороже. Причем потери будут измеряться не только в рублях, но и в человеческих жертвах.

Но вернемся к рейтингу регионов. На втором месте после Москвы по социальному риску идет Чукотский автономный округ. Здесь этот риск по итогам прошлого года составил 4 погибших на 100 тысяч населения. Хотя в прошлом году здесь на дорогах погибло всего два человека. Но таковы чудеса расчета этого риска. Ведь проживает в этом округе по данным Росстата 49663 человека. Кстати, за восемь месяцев этого года здесь в ДТП погиб один человек, увеличив количество жертв аварий сразу на 100 процентов.

Для сравнения, в Ненецком автономном округе в прошлом году в авариях погибло 3 человека. При этом социальный риск оказался 6,8 погибших на 100 тысяч населения. Ведь здесь населения всего 43829 человек. При этом за 8 месяцев этого года в этом регионе никто не погиб в авариях. И таким образом количество погибших снизилось на 100 процентов. Хотелось бы, чтобы такая картина сохранилась до конца года.

На третьем месте по социальному риску идет Санкт-Петербург. Здесь он по итогам прошлого года составил 4,3 погибших на 100 тысяч населения. За восемь месяцев этого года аварийность в городе на Неве увеличилась незначительно – всего на 0,3 процента – и составила 4119 ДТП. А количество погибших снизилось почти на 6 процентов. Всего за это время в авариях погибло 130 человек.

А вот окрестности двух столиц в первые строчки рейтинга не попадают. В Московской области по итогам прошлого года он составил 12 погибших на 100 тысяч населения. Хотя в целом в Подмосковье все основные показатели аварийности регулярно снижаются. Так, по итогам года количество ДТП сократилось на 11,5 и составило 5933 учетных аварий. Количество погибших сократилось на 11,8 процента. То есть расстались с жизнь в результате аварий 938 человек.

За восемь месяцев этого года в Подмосковье произошло 3438 ДТП, что на 8,1 процента меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В них погибло 483 человека, что на 17,7 процента меньше, чем годом ранее.

В Ленинградской области социальный риск по итогам прошлого года составил 24 погибших на 100 тысяч населения. И год, прямо скажем, был тяжелым для этого региона. Количество аварий выросло на 6,8 процента и составило 2964 ДТП. В них погибло 438 человек – прирост составил 2,1 процента.

Однако в этом году ситуация начала исправляться. За восемь месяцев этого года снизилось и количество ДТП на 7,3 процента и количество погибших на 16,8 процента. Всего же произошло 1781 авария, в которых погибло 233 человека.

Надо сказать, что всю картину Московской и Ленинградской области портит их положение на карте. Это, в основном, транзитные регионы. Через них проезжает огромное количество транспорта. И если в аварию попадает транзитный транспорт, то и само ДТП, и все его жертвы остаются в статистике региона. А поэтому и социальный риск здесь всегда будет выше, чем в тупиковых регионах.

Еще один транзитный регион – это Татарстан. Однако в нем социальный риск по итогам прошлого года составил 9,7 погибших на 100 тысяч населения. В нем также регулярно снижаются все показатели аварийности. Так, по итогам прошлого года количество аварий снизилось на 1,7 процента – до 4612 ДТП. Количество погибших по сравнению с 2017 годом уменьшилось на 11 процентов – до 379 человек.

За восемь месяцев этого года снижение показателей продолжилось. Количество аварий сократилось на 2,9 процента по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, до 2767 ДТП. Количество погибших в них снизилось на 6,3 процента, до 207 человек.

Кстати, этот регион также держит марку одного из самых насыщенных камерами фото-видеофиксации нарушений. Возможно, что высокий транзит портит показатели аварийности, но камеры эту ситуацию сглаживают. Как утверждают водители, в Татарстане нельзя нарушить правила, не получив за это штраф.

Напомним, что камеры, особенно нестационарные, давно вызывают гнев у водителей, потому что ставят их зачастую не там, где опасно, а там, где легче поймать нарушителя. При этом особенно раздражение вызывает то, что камеры принадлежат коммерческим организациям, которые получают свою комиссию с каждого штрафа. Не столь давно активно обсуждалась идея передать все, что касается камер, в руки одного подрядчика. Однако на Восточном экономическом форуме вице-премьер Максим Акимов поставил точку в этом вопросе. В кулуарах он сообщил журналистам, что правительство не собирается директивно вводить единого оператора дорожных камер и выступает против монополии на этом рынке. По его оценке, рынок операторов дорожных камер довольно насыщен, на нем больше сорока игроков, их производство “глубоко локализовано” внутри страны.

Кстати, как сообщил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Александр Быков, ведомством оперативно реализовано поручение президента о раскрытии информации о расположении всех комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. На официальном сайте Госавтоинспекции размещена карта с указанием каждого такого комплекса. Эта информация оперативно и регулярно обновляется. Так что все вновь установленные камеры тут же появляются на этой карте.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта “Безопасность дорожного движения” национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”

“РГ”

 

Просмотров: 15

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Околица